Снова март нечетного года. Снова джаз звучит в Ярославле. Уже не нужны никакие особые пояснения, достаточно просто сказать: «Джаз над Волгой»… В приоритете нынешнего фестиваля оказались современные джазовые направления – от соединения джаза с классикой до джаз-рока, от импровизационной музыки до этники, от блюза до фьюжн. Похоже, традиционный американский джаз действительно уходит в историю, открывая дорогу новым формам и течениям. О том, куда и как движется джаз, в нашем проекте размышляют лидер московской группы «Живые люди» Наталья Скворцова и музыканты квартета «Eight 02» из Берлингтона. Текст: Лора Непочатова || Фото: Вячеслав Иванов, http://www.slava-art.com/, facebook.com/photogta

«Живые люди»

Одни из самых ярких представителей новой волны в искусстве. Бэнд исполняет композиции лидера проекта, московской пианистки и композитора Натальи Скворцовой (которая относит свое творчество к русской авторской импровизационной музыке), а также джазовые стандарты в уникальных аранжировках. Группа существует с 2009 года, при этом состав музыкантов варьируется. «Живые люди» – постоянные резиденты лучших российских джаз-клубов, участники и лауреаты многих фестивалей, в том числе «Усадьба Джаз», «Наш Джаз Коктебель», «Gnesin-Jazz», «Мамакабо» и других.


«Eight 02»

В своей музыке американский квартет сочетает гармонические элементы джаза с ритмичностью фьюжн. Группа появилась в 2011 году в Берлингтоне (штат Вермонт). Уже через два года после создания коллектива их второй релиз «Drive» занял пятое место в престижных чартах smoothjazz.com. Издание «Jazz Times», отмечая неординарность мелодического мышления квартета, предсказывает, что «Eight 02» станет новой вехой в истории джаз-фьюжн.

Каким образом ваша жизнь оказалась связана с джазом?

Наталья Скворцова: К джазу я пришла очень неожиданно, и, кстати, до сих пор по поводу моей музыки спорят: джаз это или не джаз. Я исполняла академическую музыку, получила образование как композитор. Занималась рок-музыкой, играла в разных группах с друзьями. Были проекты, связанные с фольклором. И к джазу я пришла довольно поздно. Всё случилось благодаря нескольким замечательным людям, которые открыли для меня удивительный мир джаза. Это – директор и педагог Московского колледжа импровизационной музыки Юрий Козырев, а затем – мои потрясающие однокурсники из Московского университета культуры и искусств – Дмитрий Мосьпан и Сергей Головня.

«Eight 02»: Наша группа сложилась в Берлингтоне, где жили все участники будущего квартета. В Берлингтоне мы услышали друг друга, познакомились и впервые вышли на сцену. Так для нас начался джаз.

Как родилось название вашего коллектива? И каким образом оно определяет ваше творчество?

Наталья Скворцова: Название «Живые люди», с одной стороны, связано с личными чертами каждого человека. Ты что-то забыл, потерял, ошибся, опоздал, не подумал, надел носки разного цвета – ну что поделать, все мы живые люди! С другой стороны, это художественная позиция: я хочу, чтобы участники коллектива выражали себя, а не старались быть похожими на кого-то, не загоняли себя в какие-то рамки, свободно проявляли собственные таланты. Название ведет к творческому поиску, к взаимодействию, к попытке слышать людей, которые рядом, к тому, что с каждым новым человеком, с каждым новым этапом звучания в какой-то мере мы меняемся. При этом то, что важно, стремимся сохранять неизменным. Состав группы тоже варьируется, хотя я стараюсь сохранять его постоянным.

«Eight 02»: Всё довольно просто. Наша группа сложилась в штате Вермонт. Телефонный код этого штата – 802. (Eight – по-английски «восемь». – Прим. авт.) Так что в Америке все сразу понимают, что наш квартет – именно из Вермонта. Мы любим свою землю, и название – некая дань родным местам. Конечно, за пределами Америки эти цифры ни о чем не говорят публике, но изначально мы не предполагали, что будем гастролировать по всему миру…

Насколько сложно (или не сложно) быть лидером группы, руководить творческими людьми, будучи самому творцом?

Наталья Скворцова: Быть лидером мне безумно тяжело. Я не хочу никем руководить, за кем-то следить, заставлять что-то делать. Но так складывается жизнь: много всего приходится делать человеку, который просто хотел писать музыку. Я рада, что больше года назад у нас появился директор – мне стало намного легче.

«Eight 02»: В группе нет как такового лидера, его обязанности делятся между всеми участниками. Кто-то занят менеджментом, административной работой, кто-то договаривается о концертах, гастролях, налаживает контакты, кто-то занимается продвижением группы, раскруткой. Что касается музыки: поначалу коллектив исполнял композиции основателей квартета гитариста Джерома Моначино и клавишника Питера Инглиш, но затем творчество тоже стало коллективным процессом – барабанщик Лукас Адлер и саксофонист Крис Питерман тоже стали предлагать свои произведения.

Изначально джаз был своеобразной альтернативой популярной музыке, некоему мещанскому духу. Остается ли он альтернативой сегодня? И если да, то альтернативой чему?

Наталья Скворцова: Джаз – очень сложное понятие сегодня. Он слишком разный! Но в целом это музыка для умных (как все уже выучили), музыка для тех, кто хочет жить чем-то помимо трех «т»: тахта, тапочки, телевизор. Джаз – это альтернатива пустоте.

«Eight 02»: Изначально джаз был симбиозом европейской музыки и африканских народных традиций. И поэтому он не воспринимался некой альтернативой, это была просто популярная музыка Америки 1930-х. Но примерно с 1950-60-х годов его место занял рок-н-ролл. Как более доходчивая и жизнерадостная музыка, рок, а особенно поп-рок заняли ведущие позиции. Сегодня джаз – это музыка не для массового слушателя. Нужно иметь вкус, некий жизненный опыт, внутреннее содержание, чтобы воспринимать и понимать эту музыку. То есть джаз – безусловно, особенная музыка для особенных людей.

Сегодня очень сильна тенденция к созданию совершенно нового и неожиданного джаза – в сочетании с народной, этнической музыкой, в соединении с самыми разными жанрами… Каким видите будущее джаза вы?

Наталья Скворцова: У нас в группе много всего намешано: и джаз, и академическая музыка, и фольклор – как только не характеризуют мои композиции. Для меня это все-таки джаз! Сегодня очень много разных направлений и стилей внутри одного большого направления, и представители разных стилей друг для друга сами являются альтернативой, некоторые даже не признают и не выносят «соседние» течения. Но если джаз – это музыка для людей, которые хотят думать, куда-то двигаться, развиваться, то наша музыка – безусловно, джаз!

«Eight 02»: Сегодня джаз в Берлингтоне, как и в Америке в целом, не является мейнстримом. Он уступает по популярности коммерческой музыке, кантри, року. В Европе джаз распространен больше. Даже в России он более востребован. В Америке было много радиостанций, на которых часто звучала джазовая музыка. Когда количество станций сократилось, пострадал в первую очередь именно джаз – его стало меньше в эфире, и он начал утрачивать былую популярность. Джазовых музыкантов в Америке по-прежнему много, но какого-то джазового движения нет. Просто есть несколько маленьких клубов, где исполняется джаз. Народу на такие концерты приходит немного, но зато это те люди, которым интересна именно джазовая музыка, это настоящие ее ценители и поклонники. А в целом можно сказать, что джаз в Америке переживает непростые времена… Вся исполняемая нами музыка – авторская, никаких кавер-версий, джазовых стандартов мы не играем. Нам нравится смешивать джаз, рок-н-ролл, другие жанры. То есть это настоящий фьюжн. Это не джаз в чистом виде. Но что такое джаз в чистом виде? Спросите у пяти музыкантов – и получите пять разных ответов!