Каким видится джаз через объектив фотокамеры – рассказывает Павел Паладьев, уже несколько лет снимающий участников фестиваля «Джаз над Волгой».

Традиционно март нечетного года – особое время в Ярославле. Время фестиваля «Джаз над Волгой». В очередной раз эта музыка в нашем городе звучала почти круглосуточно с 13 по 18 марта. Как и обещал арт-директор фестиваля – один из лучших современных трубачей, родившийся в Ярославле и живущий сегодня в Нью-Йорке, обладатель трех премий «Грэмми» Александр Сипягин, «Джаз над Волгой – 2019» стал выходом на новый уровень. Невозможно выделить какой-то один коллектив – лучшими можно назвать выступления всех музыкантов!

Уже несколько лет на фестивале ведет свою летопись ярославский фотограф Павел Паладьев. Им создана замечательная коллекция снимков, запечатлевших прекрасных музыкантов наших дней. А каким видится джаз через объектив фотокамеры? Об этом мы поговорили с Павлом в перерывах между концертами.

Павел, когда вы увлеклись фотографией и с какого времени стали снимать джазовых музыкантов?

Фотографией я увлекался всегда. Меня привлекали эмоции человека – выражение души через внешние проявления. И всегда хотелось передать эти эмоции с помощью фотографии. Джаз – самая благодатная почва для меня как фотографа, поскольку эмоций здесь через край! Можно сказать, что именно в джазе человек проявляется на пике эмоционального состояния. Иногда это доходит даже до гримасы, и задача фотографа – не переступить через эту грань, не зафиксировать гримасу. Джаз я фотографирую с 2013 года. Тогда я впервые пришел в Джаз-центр. Сначала хотелось новых эмоций. Потом, наблюдая через объектив фотокамеры за происходящим на сцене, я влюбился в музыкантов, а затем – и в сам джаз. До этого я редко его слушал. Именно фотография привела меня к пониманию этой музыки. Сегодня в моей машине почти всегда звучит джаз! Особенно люблю современный. Но, конечно, я не скажу, что разбираюсь во всех тонкостях этой музыки, разбираюсь в направлениях. Нет. Я просто люблю джаз!

Отличается ли съемка джазовых музыкантов от съемок рокеров или классических исполнителей, например?

Мне доводилось фотографировать музыкантов различных направлений, но максимальный внутренний резонанс вызывает джаз. Я тоньше чувствую именно джазовых музыкантов. И интуитивно улавливаю тот момент, когда получится нужный кадр.

А бывает, что вы так заслушаетесь, что забываете о том, что хотели поймать «тот самый» кадр?

Бывает наоборот: я так увлекусь ожиданием «того самого» кадра, что уже не слышу музыки! Я давно хочу прийти на концерт без фотокамеры, чтобы просто сесть и послушать джаз. Получить наслаждение от любимой музыки. Всегда удивляюсь людям, которые, придя на концерт, без конца снимают на смартфон, тут же выкладывают снимки или аудио в соцсети… Зачем? Почему просто не получить удовольствие от игры музыкантов? Не понимаю!

Вы как-то сказали, что предпочитаете фотографировать во время репетиций, а не на концерте. Почему? Ведь на концерте музыканты более эмоциональны?

У Андрея Макаревича есть песня, которая начинается «С давних лет я любил не спектакль, а, скорей, подготовку к спектаклю…». И мне нравится вот эта подготовка к концерту. Это всегда живая история – когда музыканты между собой выясняют, как выстроить звук, как сыграть, и накал страстей иногда очень высокий! Поэтому на первом месте для меня именно репетиции. На втором – джем-сейшен, где торжествует импровизация!

Некоторые фотографы говорят, что западных джаз-музыкантов им нравится фотографировать больше, чем наших, потому что западные раскованнее на сцене, артистичнее. А у вас какое мнение по этому поводу?

Мне кажется, это во многом зависит от уверенности в себе, что в свою очередь определяется уровнем мастерства. Чем выше уровень музыканта, тем свободнее и артистичнее он себя проявляет. Кроме того, западные джазмены часто кажутся артистичнее наших просто потому, что они стараются сделать из своего выступления шоу, некое действо, а это всегда захватывает. Будут всегда интересны и те артисты, которые во время выступления разговаривают со зрителями, рассказывают о джазе, о своем коллективе. Так что многое зависит от самих музыкантов, а не от того, из какой страны они приехали.

А есть ли у вас какие-то особые пристрастия к исполнителям на том или ином инструменте?

Да! Очень нравятся музыканты, играющие на барабанах. Они всегда в движении, всегда очень выразительны, импульсивны – и поймать это достаточно сложно, но и очень интересно! Сделать хороший кадр, с качественной картинкой, в которой в то же время будет присутствовать движение – не просто! На втором месте для меня – музыканты, играющие на контрабасе. Мне кажется, столько эмоций, сколько переживает контрабасист, не испытывает больше ни один из музыкантов… Но, конечно, все зависит от человека – очень неожиданно и ярко в джазе может проявиться любой исполнитель.

Вы часто переводите цветные снимки в черно-белые. В чем преимущество черно-белой фотографии, по-вашему?

Цвет отвлекает, мешает нам воспринимать эмоции в чистом виде. Черно-белый кадр всегда более выразителен. И сделать его гораздо сложнее, чем цветной.

Вы не один год снимаете фестиваль «Джаз над Волгой». Какие у вас ощущения от того, как развивается этот фестиваль? Согласны ли вы с тем, что фестиваль нынешнего года – это выход на новый уровень?

Уровень, конечно, стал на порядок выше. А главное, что я отмечаю: мастерство российских музыкантов растет с каждым фестивалем. Уровень наших исполнителей стал настолько высок, что сегодня многие из них могут дать фору западным! Если раньше мы стремились попасть на концерт иностранных джазменов, то сегодня впечатления от игры российских музыкантов вызывают не меньший восторг!