В Ярославле открылся Х Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.

Мировые премьеры, академическая музыка современных композиторов, молодые исполнители и сложившиеся музыкальные коллективы из Европы – диапазон Х Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета, который открылся в Ярославле, просто безграничен.
«Цель фестиваля – показать все многообразие и многогранность мира музыки. Каждый год мы привозим что-то новое, что-то необычное, – отметил в ходе пресс-конференции, которая традиционно проводится накануне открытия фестиваля, Юрий Башмет. – На каждом фестивале вы могли чему-то удивиться. Когда мы привезли арабов – это был шок. Потом был изумительный китаец Тан Дун. Для него, кстати, это было первое выступление в России вообще, а не только в Ярославле. У нас были премьеры современной музыки – «Военная симфония» Кузьмы Бодрова, например. И в этот раз мы вас сильно удивим! На открытии впервые прозвучит новое сочинение Сергея Невского – современного композитора, живущего в Германии. Это произведение, конечно, требует работы от слушателя, некой особой концентрации. Но вам не привыкать! Вы слушали симфонию Тан Дуна… где в качестве инструментов оркестра использовались колесные диски разного диаметра. А то, что будет у Сергея Невского, – даже Тан Дуну не снилось! Все творческие люди всегда находятся в поиске, Сергей Невский – из таких. И, может быть, даже рождается новое направление в современной академической музыке… Посмотрим».

Юбилейный фестиваль проходит в юбилейный для Юрия Башмета год. В январе музыканту исполнилось 65 лет. И в нынешнем году он отмечает 50-летие артистической карьеры в качестве альтиста. Именно Башмет вывел альт в число солирующих инструментов – до него никто из альтистов не исполнял сольных партий в концертах. Сам маэстро играет на инструменте итальянского мастера Паоло Тесторе 1758 года.
Как солист Юрий Башмет сотрудничал с великими дирижерами – Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Гергиевым, Ю. Темиркановым… С 1985 года начал собственную дирижерскую карьеру. В качестве солиста и дирижера выступал с лучшими симфоническими оркестрами Берлина, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Чикаго, Бостона.
Художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра «Новая Россия», а также камерного оркестра «Солисты Москвы». В 2008 году вместе с оркестром «Солисты Москвы» стал лауреатом премии «Грэмми».
Профессор Московской консерватории. Народный артист СССР. Автор и ведущий программ на телевидении. Арт-директор ряда фестивалей – в России, Германии, Франции, Италии.
Ю. Башмет: «Ярославский фестиваль отличается от всех других фестивалей, арт-директором которых я выступаю. Здесь своя атмосфера, своя программа, которая не повторяется ни на одном другом фестивале. Даже спектакль «Пиковая дама», который мы покажем, будет отличаться от премьерного исполнения.
Мне очень приятно это сказать: приходят новые люди, меняется руководство региона, а ярославский фестиваль был и будет. Почему? Потому что десять лет, которые прошли с момента рождения фестиваля, – очень серьезная, важная часть жизни каждого из нас. Наши устремления, репетиции, выступления – всё отдано этому фестивалю. И просто так эти десять лет из жизни не вычеркнуть».

Современными композиторами специально для Юрия Башмета написано более 50 произведений для альта. На открытии юбилейного десятого фестиваля в Ярославле прозвучало несколько из них – сочинения Кузьмы Бодрова и Игоря Райхельсона были впервые исполнены в нашем городе, а произведение «Пустошь» Сергея Невского и вовсе стало мировой премьерой. Все композиторы приехали в Ярославль лично и были представлены зрителям в этот вечер.
Ю. Башмет: «Как выстраивается работа с современными композиторами? Как вы понимаете, передо мной не лежит стопка партитур, из которых я выбираю – что исполнять, а что нет. Я сам обращаюсь к тому или иному автору. У него в этом случае есть гарантия, что его произведение будет исполнено. При этом мы, конечно, не знаем, что получится в итоге, как он напишет. Но мы можем вместе с автором менять произведение еще до первой репетиции. Если композитор – гибкий, творческий человек, он и сам меняет что-то по нашей просьбе. Главное: у композитора появляется цель, адрес, к определенному времени он должен выдать, грубо говоря, продукт, то есть предоставить ноты. Вот так всё обычно происходит.
Благодаря такому сотрудничеству мы очень часто оказываемся в ситуации прочтения нового музыкального мира. Потому что авторы впереди исполнителей идут, конечно. И самое интересное: наблюдать, как сегодня живет наш композиторский мир. Весь ХХ век лидировали именно наши авторы – Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Губайдуллина, А.Чайковский… Сегодня мы пытаемся нащупать новые имена. Тех, кто способен выразить новое время, выразить то, чем мы дышим, что переживаем, что происходит и в личной жизни, и в политике, и в творчестве.
Сегодня вот Кузьма Бодров – один из самых интересных авторов. И его имя звучит чаще других не просто так. Ему охотно заказывают произведения – значит, в них есть логика, есть своё состояние, есть свой язык. С Бодровым мы уже много лет тесно сотрудничаем. Наш оркестр исполнял его вещи «Не покидай свою планету», Gloria. Он написал для меня концерт, который мало кто еще слышал. Кузьма Бодров, кстати, автор музыки к фильму Константина Хабенского «Собибор» о нацистском лагере смерти, который только что вышел на экраны».

На фестивале в Ярославле традиционно проводится отбор во Всероссийский юношеский симфонический оркестр, которым руководит Юрий Башмет. Для многих начинающих музыкантов это, безусловно, открывает широкие возможности для развития личной карьеры.
Ю. Башмет: «Моя задача – отправить этот поезд. И дальше, по возможности, следить за судьбой. Несколько ребят из Ярославля, которые были отобраны в юношеский оркестр в предыдущие годы, сегодня учатся в училище при Московской консерватории и, конечно, продолжат обучение дальше. Кстати, очень обаятельный маленький гобоист Рома Александров, которого два года назад мы услышали в Ярославле, на нынешнем фестивале выступит уже в качестве солиста на концерте 3 мая…»

Традиционно программа фестиваля включает просветительский проект Way2Art: каждый вечер за 45 минут до начала концерта в фойе второго этажа филармонии проходит пре-концерт. Это своего рода предисловие, которое поможет слушателям войти в атмосферу предстоящего концерта, узнать об истории создания музыкальных произведений, о традициях исполнителей, проникнуть в замысел авторов. Ведущие пре-концертов – московские музыканты Алексей Стеблёв и Юрий Дашевский. Участником встречи может стать любой зритель при наличии билета на соответствующий вечерний концерт.