В российский прокат выходит анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был?» – посвящение легендарному Резо Габриадзе. В Ярославле картину представит киноклуб «Нефть».

Фильм основан на воспоминаниях Резо Габриадзе – режиссера, писателя, сценариста, скульптора, художника…

Он известен прежде всего как автор сценариев к картинам «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!». Многие знают, что Резо Габриадзе еще и основатель и руководитель Театра марионеток в Тбилиси, в котором сам пишет пьесы, создает кукол и оживляет их на сцене – одной из самых пронзительных постановок театра была «Песнь о Волге» (позже переименованная в «Сталинградскую битву»). Чуть меньше Резо Габриадзе знаком аудитории как художник, скульптор и мастер книжной графики, а, между тем, его работы участвовали в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Рене, Дижоне… И все слышали как минимум о двух его памятниках в Петербурге – Чижику-Пыжику и «Носу» Гоголя.
В фильме «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе – главный герой. Он и рассказчик, и герой своих рассказов, где
реальные события перемешиваются с фантазиями и снами десятилетнего мальчишки. Он же нарисовал всех персонажей. А режиссер картины – сын Резо Габриадзе, Лео.

Жизнь Лео Габриадзе с детства связана с искусством – в 12 лет он начал работать ассистентом и актером в театре отца. Первой ролью в кино стал Гедеван («скрипач») в фильме «Кин-дза-дза!». Закончил мастерскую Театрального института им. Шота Руставели по специальности «актер». Затем – Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, факультет дизайна и анимации. С 2000 года работает в Москве. Режиссер рекламной кинокомпании «Базелевс». В 2010 году Лео Габриадзе представил свою первую полнометражную картину «Выкрутасы». Популярность ему принесли комедии «Елки-2» и «Елки-3. Мировой успех пришел в 2015 году, когда на экраны вышел его хоррор «Убрать из друзей».
Накануне премьеры фильма «Знаешь, мама, где я был?» в киноклубе «Нефть» Лео Габриадзе дал эксклюзивное интервью нашему изданию.

Лео, в ряде интервью вы уже рассказывали, как возникла идея фильма. И все-таки: почему анимационный фильм? Не документальный, где можно было бы показать самого Резо Габриадзе? Не фильм на пересечении документального и игрового кино?
Резо Габриадзе появляется в кадре и, что самое главное, сам все рассказывает. Анимацию я выбрал потому, что она больше всего подходила по форме – Резо художник, и он смог нарисовать всех героев и иллюстрации для фильма. Было бы жалко не воспользоваться такой возможностью!

Сколько в главном герое фильма «Знаешь, мама…» от подлинного Резо Габриадзе, а сколько от придуманного? И придуманного кем – самим Резо о себе или придуманного вами о нем?
Мне кажется, постановка вопроса что правда, а что нет – некорректна в этом случае. Это мир самого Резо. Либо ты ему доверяешься – не стараешься прогуглить и проверить, а просто отдаешься процессу. Либо не вступаешь в эту игру.

Судя по трейлеру, в картине много юмора. Почему в грузинском кино – каким бы грустным ни была даже его тема – всегда есть нота юмора? Это черта национального характера? Философия отношения к жизни?
И театр Резо, и фильмы, снятые по его сценариям, всегда наполнены светлой грустью и добрым юмором. Я попытался сохранить эту интонацию и в фильме о нем, и мне радостно слышать, что это получилось.

Насколько вы были свободны в своем режиссерском решении, работая над фильмом «Знаешь, мама…»? Диктовал ли вам что-то продюсер?
Работа над этим фильмом – командная. В команде диктовать не всегда результативно. Это хрупкий творческий процесс, в котором нужно лелеять мнение всех участников и стараться удержать свое видение.

Насколько часто вы сталкивались с ситуацией, о которой сегодня говорят многие режиссеры: продюсер диктует свою волю, может полностью перекроить фильм, вообще учит, что и как делать? И в итоге получается совсем не то кино, которое задумывал автор.
Мне повезло, я работаю с одним продюсером уже много лет – это Тимур Бекмамбетов. У нас сложились теплые доверительные отношения, за что я ему очень благодарен!

Ваш отец работал в условиях идеологической цензуры. Вы живете в условиях цензуры рыночной и конъюнктурной. Что хуже с точки зрения искусства? Все-таки тогда режиссерам удавалось снимать гениальные картины.
Мне нравится рассказывать истории, работать в разных жанрах. Наверное, меньше всего в своей работе я задумываюсь о внешних факторах, мне бы с внутренними разобраться…

Если бы вдруг возникла фантастическая ситуация: вам дали полную свободу и ничем не ограничивали бюджет – о чем, о ком, на какую тему… вы бы делали кино?
Я бы сделал спектакль! В нашем Театре марионеток в Тбилиси. И украсил бы зрительный зал как маленький итальянский оперный театр…

Каким-то образом ваш отец пытался влиять на выбор пути? Отговаривал, может быть, как это часто бывает в семьях, где родители связаны с искусством? Вообще, ваш отец вас как-то «воспитывал»?
Помимо кино, я работаю в театре своего отца – Театре марионеток в Тбилиси, помогаю ставить ему спектакли уже много лет. Отец, безусловно, повлиял на меня – подарил любовь к искусству.

Как бы вы продолжили фразу: «Когда твой отец – Резо Габриадзе, это…» карт-бланш в искусстве, огромная ответственность, испытание, безграничное счастье?..
Это ответственность. Нужно соответствовать его стандартам. И, конечно, множество приключений! Я помню, как попал на съемочную площадку фильма «Кин-дза-дза!». И как мы снимали, наверное, самую красивую сцену фильма как раз в Ярославле – было холодно, сорокаградусный мороз! Рад, что вновь вернусь в этот город – на этот раз со своим фильмом об отце.