Новый турмаршрут предлагает посмотреть на исторический центр Ярославля в непривычном ракурсе.

Главными достопримечательностями Ярославля принято считать древние храмы и монастыри. На самом деле в историческом центре города много других интересных объектов – бывшие купеческие усадьбы и особняки, гостиницы и рестораны, торговые ряды и магазины… За каждой постройкой – потрясающие судьбы их владельцев, полные приключений, невероятных событий, забавных и трагических подробностей. Создать на основе всех этих историй новые туристические маршруты по центру Ярославля решило НП «Золотое кольцо». Одна из таких программ – «Купеческое наследие». Об удивительных биографиях промышленников и фабрикантов, табачных и конфетных королей в ходе полуторачасовой прогулки рассказывает историк, преподаватель ЯГПУ Мария Александрова.

Памятный знак «Нулевой километр Золотого кольца»
ул. Революционная, напротив дома №30

Этот объект появился в Ярославле не так давно. На памятнике указаны города Золотого кольца и обозначено расстояние до каждого из этих населенных пунктов от данного монумента. У подножия колонны расположены гербы всех этих городов и герб Российской империи.

Чугунный столб, ставший основой монумента, датируется первой половиной XIX века. Он был обнаружен в одном из зданий бывшей усадьбы купцов Вахрамеевых во время строительных работ.
Постамент памятника украшен барельефами. На одном из них находится схематическое изображение Золотого кольца, на других – герб Ярославля, выдержки из песни о городе, а также указ Николая II, даровавшего ярославцам в 1912 году «неприсутственный день» – 24 мая. Все работы и учебные занятия в этот день отменялись! Так был отмечен вклад города в события 1612 года. Как известно, ополчение Минина и Пожарского в основном формировалось на средства ярославских купцов – каждый из них отдавал пятую часть своего состояния.

Гостиница и трактир «Царьград»
ул. Андропова, 5/24

Здесь в XIX веке останавливались самые солидные и богатые купцы России, приезжавшие в Ярославль по торговым делам. Частенько тут кутил и молодой поэт Некрасов, предпочитавший веселую жизнь занятиям в гимназии – ее здание (бывшие Спасские казармы) находилось через дорогу от трактира. Эту гостиницу – с красивым чугунным балконом и изящным куполом – построил купец Иван Дунаев.

Владелец одной из крупнейших табачных фабрик в России «Балканская звезда», поставщик императорского двора, хозяин конного завода – Иван Николаевич Дунаев входил в число ярославских миллионеров. Ему принадлежали земельные угодья в Ярославской и Новгородской губерниях, дома в Ярославле и Москве. В Ярославле он также основал спичечное предприятие. Открыл – аналогичную ярославской – табачную фабрику в Полтавской губернии. Оптовые склады его компании располагались в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Тюмени и других городах России. Неоднократно он занимал различные общественные выборные должности. В качестве гуманитарной помощи Дунаев бесплатно поставлял махорку солдатам на фронта Русско-Турецкой войны, отсюда, кстати, и патриотическое название его фабрики – мол, и до Балкан дойдет наша славянская звезда.
Как и многие купцы, Дунаев любил красивую жизнь. У него был свой личный оркестр и, конечно, пароход, на котором он устраивал гонки по Волге. Иван Николаевич частенько ездил отдыхать на Нижегородскую ярмарку. Кутил там на полную катушку. Однажды велел наполнить огромный аквариум одного из ресторанов шампанским, чтобы искупать в нем арфисток, которые услаждали слух гостей. Из аквариума уже начали вылавливать рыбу для воплощения купеческой причуды, как нагрянула полиция. За хулиганскую выходку незнатному по происхождению Дунаеву, несмотря на все его миллионы, грозила прилюдная порка. И купец… просто удрал из ресторана. Больше в Нижнем Новгороде его никто не видел.

Усадьба купца Ивана Вахрамеева
ул. Революционная, 4/12

В маршрут по купеческому Ярославлю включен и дом богатейшего купца, почетного гражданина и городского головы Ивана Александровича Вахрамеева. Этот дом в стиле барокко, выходящий фасадом на бывшую Плацпарадную площадь (сейчас площадь Челюскинцев), сменил нескольких хозяев, пока в конце XIX века его ни купила семья Вахрамеевых.

Владелец миллионного состояния – к началу ХХ века ему принадлежали свинцово-белильный и маслобойный заводы, мукомольные мельницы, многочисленные магазины и лавки – Иван Александрович Вахрамеев мог перестроить этот дом как ему вздумается. Например, в стиле модерн или какой-нибудь эклектики – по моде тех лет. Но историк и краевед, много жертвовавший на научные общества, Вахрамеев решил не только не менять облик дома, но и вернул ему первоначальный вид, восстановив здание по чертежам и удалив поздние переделки – то есть одним из первых в городе он осуществил научную реставрацию. Позже на свои деньги Иван Александрович провел на научной основе и реставрацию церкви Ильи Пророка, а также издал о ней книгу – богато иллюстрированную, с подробным иконографическим описанием росписей, перечнем икон и церковного имущества. Это издание до сих пор служит серьезным источником для исследователей.
Иван Вахрамеев 17 лет прослужил ярославским городским головой. По тем временам эта должность (равная по статусу нынешнему мэру) была не завидной: городской голова нес материальную ответственность за проекты и должен был возмещать все долги из собственных средств! Несколько градоначальников разорилось на этом посту. Но Вахрамеев сумел и капиталы сохранить, и город преобразил – при нем в Ярославле появились электрические фонари, Волжская набережная обзавелась новой чугунной оградой, по центральным улицам города побежал первый трамвай, было возведено здание для бесплатной народной читальни и прочее, и прочее…
Перед окнами Вахрамеевского дома красовалась площадь для военных парадов, которые в городе давно никто не проводил. И Иван Александрович предложил (на собственные деньги опять же) разбить здесь сквер. Долгое время сквер называли Вахрамеевским, но позже переименовали в Демидовский – по названию возведенного здесь Демидовского столпа.

Усадьба купца Василия Кузнецова
Волжская наб., 17/1

Здание в его нынешнем виде, в котором сегодня располагается Музей истории города, осталось от Василия Кузнецова, владевшего самым сладким бизнесом в Ярославле – кондитерской фабрикой «Г. Бельфор». Видимо, не случайно его дом, богато украшенный лепниной, очень напоминает кремовой торт…

Василий Платонович Кузнецов получил наследство от своего дяди, ярославского купца, у которого не было собственных детей. Среди прочего Василию достался каменный дом по улице Большая Рождественская (современная Нахимсона), где предприимчивый молодой человек обустроил кондитерскую фабрику, выпускавшую кроме традиционных монпансье, мармелада, пастилы и карамели – разнообразные виды печенья, халву и шоколад.
Через несколько лет владелец придумал броское имя своему предприятию – «Г. Бельфор». Название французского городка никак не было связано с Ярославлем, просто в то время существовала мода на «географические» названия. Продукция фабрики «Г. Бельфор» очень быстро завоевала известность по всей России.
Василий Кузнецов был влиятельной личностью в городе, занимал различные государственные и общественные должности, за свою службу был награжден орденом Святой Анны II и III степеней, орденом Станислава II и III степеней, а за заслуги перед городом ему пожаловали потомственное почетное гражданство.
Во время ярославского восстания в июле 1918 года Кузнецовы покинули город, поскольку возникла реальная угроза расстрела за поддержку восставших. В течение продолжительного времени семье пришлось скрываться в костромской глубинке, в Нерехте и ее окрестностях, откуда купец был родом.

Беседка-грот
Волжская наб., напротив Художественного музея

Полукруглая площадка, которая в наши дни стала использоваться как место для танцев под живую музыку, была построено в качестве беседки. По форме – это грот, который скрыт от глаз прохожих.

В Москве в Александровском саду можно было найти нечто подобное. В начале XIX века такие вещи, в романтическом духе, очень любили в России. Подражая столичным причудам, и в Ярославле соорудили такую платформу на колоннах, под которой были земляные канапе – чтобы присесть и насладиться видом Волги. Кстати, не все горожане одобрили эту постройку… Сегодня она видоизменилась и потеряла свое прежнее предназначение.

Мытный рынок и часовня Александра Невского
ул. Андропова, 8

На месте, где сейчас разбит фонтан, в XIX веке велась бойкая торговля. Здесь располагался Мытный рынок.

Одноэтажные каменные лавки стояли по периметру площади в форме каре. А на месте здания правительства Ярославской области (бывшего обкома) была жандармерия…
Название рынку дало слово «мыто». Мыто – это налог на торговлю. Те, кто платил его, торговали в каменных павильонах. Кто не мог или не хотел платить – шел на толкучий рынок (современный Центральный), где разносил свой товар на лотках или продавал прямо с рук.
Главным украшением сквера сегодня является часовня Александра Невского.

Часовня возведена в 1892 году в память о спасении императора Александра III и августейшей семьи при крушении царского поезда в октябре 1888 года.
Катастрофа с императорским поездом случилась под Харьковом. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Во всем поезде уцелело только пять вагонов. Вагон, в котором находились придворные и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, все находившиеся в нем погибли. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи не пострадали. Это спасение в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное.
Ярославские купцы сразу же откликнулись на событие – собрали средства на строительство памятной часовни. Нарядное, традиционное, вполне в купеческом стиле сооружение было возведено по проекту Николая Поздеева. В настоящее время часовня принадлежит Толгскому монастырю.

Реконструкция гастронома братьев Елисеевых
Ул. Нахимсона, 21

На самом деле, знаменитого Елисеевского магазина в Ярославле никогда не было, хотя купцы Елисеевы – выходцы из здешних мест. Современный гастроном – это реконструкция, что называется, «в память о…». В нынешнем виде он существует всего несколько лет.

Будущие короли российского бизнеса, владельцы сети элитных гастрономов, поставщики императорского двора, Елисеевы были родом из села Яковцево современного Борисоглебского района. Из поколения в поколение в семье передавалась легенда о том, как Петр Касаткин, «сын Елисеев», служивший садовником у графа Шереметева, однажды к Рождеству угостил барина свежей клубникой. Изумленный барин спросил, сколько же лошадей пришлось загнать, чтоб зимой привезти клубнику из Италии. Получив ответ, что ягоды собственноручно выращены самим садовником, удивился еще больше и… даровал Петру Елисееву «вольную». Став свободным, крестьянин покинул родные края и уехал покорять Петербург.
В столице Петр открыл свою лавку. Со временем выкупил семью и детей из крепостных. Его сыновья – Григорий и Степан основали фирму под названием «Братья Елисеевы», прославившую семейную фамилию.
Разбогатев, купцы никогда не забывали о своей родине – помогали землякам, жертвовали средства на содержание приходского храма и строительство школы в селе Яковцево. Даже на гербе Елисеевых, полученном ими уже в статусе дворян в начале XX века, был изображен символ Ярославской земли – медведь.
Начав с небольшой лавочки на Невском проспекте, Елисеевы открыли первую в России сеть магазинов – их гастрономы один за другим появились в Москве, Петербурге и Киеве. Филиалы располагались в Париже, Варшаве, Лондоне, Берлине.
Фирменные торговые помещения Елисеевых, строившиеся лучшими архитекторами, становились законодателями гастрономической моды: именно здесь покупатели впервые знакомились с экзотическими фруктами, «колониальными» товарами (кофе, чаем, пряностями из южных стран) и деликатесами со всех континентов.
Здание ярославского магазина на улице Нахимсона стало своеобразным памятником Елисеевским гастрономам. От петербуржского «Елисеевского», что на Невском проспекте, взяты четыре бронзовые фигуры античных богов. Лепнина на фасаде и два этажа здания напоминают о московском гастрономе на Тверской. А от киевского магазина, разрушенного во время бомбардировки украинской столицы в годы Великой Отечественной войны, позаимствованы элементы металлического декора.


Записаться на экскурсию и узнать о других подробностях купеческой жизни в Ярославле можно в группе Фейсбука «Злато Место».