Очередная встреча-исследование в рамках проекта «Дом с картины».

В цикле авторских экскурсий Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства – рассказывает об уникальной судьбе аристократических имений. Каждая встреча-исследование посвящена конкретной усадьбе, которую можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию Ярославского художественного музея. «Война дворцов, или Искусство как политика» – так назвал очередную экскурсию Андрей Чекмарёв…

Пространство встречи: произведение неизвестного художника «Вид на храм Дружбы в Павловске» (1810-е гг.).
Хронология событий: середина XVIII – начало XIX века.
География: Санкт-Петербург, Павловск, Царское Село (сегодня г. Пушкин), Гатчина, Москва.

Произведение неизвестного автора начала XIX века «Вид на храм Дружбы в Павловске» специалисты вряд ли отнесут к шедеврам изобразительного искусства. Но оно стало прекрасным поводом для очередной встречи проекта «Дом с картины» и разговора о том, как архитектура становится для государственных деятелей способом презентации своих политических амбиций и своей роли в истории…

Изображенный на акварели павильон-ротонда Павловского парка был выстроен в излучине реки Славянки по проекту архитектора Чарльза Камерона. Сооружение планировалось назвать храмом Благодарности, поскольку оно было задумано молодой великокняжеской четой – Павлом I и его супругой – как ответный дар Екатерине II за преподнесенный участок земли недалеко от Царского Села для строительства личной резиденции. Но в ситуацию вмешалась политика. В церемонии закладки павильона-ротонды участвовал император Австрии Иосиф II – личный друг Екатерины и единственный союзник России в войне с Турцией. В итоге строение получило название храма Дружбы…

Саму архитектурную форму Чарльз Камерон позаимствовал в Античности, служившей в эпоху Просвещения образцом во всём. По сути, павильон-ротонда Павловского парка – это вариация храма богини Весты в Тиволи, пригороде Рима. Сооружения такой формы были очень популярны во всей Европе, возводились, как правило, на холмах или в излучинах рек.

Шотландец Чарльз Камерон – прекрасный знаток римской архитектуры, которую он изучал больше десяти лет живя в Италии, – был приглашен в Россию лично Екатериной II, которой надоели французские мастера и которая пожелала воссоздать у себя атмосферу Древнего Рима. Царскосельскую резиденцию императрицы Камерон украсил протяженными галереями-колоннадами, висячим садом, эффектными лестницами, бронзовыми изваяниями и богатой отделкой внутренних интерьеров агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой. При этом легкий и изысканный стиль Камерона придавал домашний уют римскому первоисточнику.

С шотландского архитектора начался новый этап развития русской архитектуры – строгий классицизм, ориентирующийся на Античность – в противовес раннему, профранцузскому, с заметным влиянием барокко. И именно Камерон создал образ Павловского парка и дворцового ансамбля по приглашению все той же Екатерины II…

Как только первая жена Павла умерла при родах (при этом умер и их ребенок), великому князю сразу подобрали новую супругу – Софию-Доротею Вюртембергскую, которая после перехода в православие стала именоваться Марией Фёдоровной. По отношению к свекрови молодая княгиня вела себя подчеркнуто почтительно и ни в чем ей не перечила, чем снискала благоволение государыни.

Как только в 1782 году Павел вместе с супругой под именами графа и графини Северных отправились в путешествие по Европе, Екатерина сразу же начала строительство в Павловске.

Дворец, парк и ряд павильонов в новом имении создавались по проектам и под личным наблюдением Чарльза Камерона и самой императрицы. В дворцовом ансамбле архитектор воплотил палладианскую систему итальянских вилл. Центральный корпус дворца был соединен с низкими служебными павильонами по концам. К парадному двору вела широкая прямая аллея, как бы растворяющаяся в далях парка.

Эта резиденция выстраивалась как усадьба частного лица – просвещенного мецената, любителя искусств, путешественника, человека европейских вкусов. Но не наследника престола(!). И Павел прекрасно это поймет. После чего начнется острое противостояние между сыном и матерью, которое выльется в своеобразную «войну дворцов».

Как известно, отношения Екатерины и Павла никогда не были теплыми. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка, императрица Елизавета Петровна, а мать и отец оказались фактически отстранены от воспитания ребенка и вообще редко с ним виделись. Позже сын был нужен Екатерине II как некий символ ее легитимности на троне: она – правящая мать при наследнике престола. Предполагалось, что императрица передаст корону Павлу по достижении им совершеннолетия. В действительности же Екатерина не собиралась отказываться от власти ни когда вступала на престол, ни позже, когда ее сын повзрослел.

Вернувшийся из заграничного вояжа Павел оценил архитектурный замысел своей матери, в котором явственно прочитывалась та роль, которая отводилась ему в государстве. К тому же Екатерина, сразу же забравшая себе на воспитание первого внука, Александра, очевидно, рассматривала возможность передачи престола именно внуку в обход нелюбимого сына.

Павел и его супруга стали вмешиваться в строительство Павловского дворца и парка, требуя то «поставить Камерона на место», то «попросить его сделать хоть что-нибудь в хорошем вкусе»… В отличие от матери Павел не любил холодную рассудочность и банальные аллегории, присущие классицизму. Ему был ближе дух средневекового рыцарства и романтизма.

Павел сумел отстранить Камерона от проекта, взяв на его место итальянского архитектора Винченцо Бренна. Тот многое переделал в Павловской резиденции. Хрупкие интерьеры Камерона он наполнил многочисленными атрибутами воинской доблести и славы, эмблемами государственной власти и прочими знаками того, что резиденция принадлежит человеку облеченному властью, будущему правителю.

В разгар обострения отношений с сыном Екатерина решила подарить Павлу имение в Гатчине, оставшееся после смерти Григория Орлова. Несмотря на то, что поместье принадлежало бывшему любовнику матери, к тому же участвовавшему в заговоре против Петра III, Павел воспользовался подарком, который позволял избавиться от назойливого материнского присмотра. Кроме того, его привлекал сам Гатчинский дворец, построенный в духе английского замка – с башнями и бастионами с мостами, что было близко вкусам Павла. В Гатчине были заведены свои обычаи, создан свой мир – с военными смотрами, парадами, преданными гвардейцами.

Павел I вступил на престол в ноябре 1796 года. Почти сразу по его распоряжению одно за одним стали уничтожаться здания, напоминавшие о последних годах правления матери. Жертвами пали некоторые павильоны Царского Села. Были разобраны возведенные здания Пеллинского дворца на берегу Невы, который Екатерина задумывала как самый крупный дворцово-парковый ансамбль своего времени. Все работы по возведению Большого Царицынского дворца на юге Москвы по проекту Матвея Казакова были остановлены.

При этом в первый же месяц царствования Павел I издал указ о строительстве в центре Санкт-Петербурга новой парадной резиденции – Михайловского замка. Здание было возведено в 1797-1801 годы на месте снесенного деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны – дома, в котором в свое время родился Павел. Проект главной императорской резиденции был выполнен Василием Баженовым, строительством руководил Винченцо Бренна.

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом замок напоминал средневековую крепость – в его облике явственно читались художественные вкусы и своеобразие личности императора Павла I.

Это еще и единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение названо не в честь владельца, или по названию территории, или по своему предназначению, а в честь святого. По легенде ночью караульному Летнего дворца явился юноша, окруженный сиянием, который велел передать императору свою волю – на данном месте воздвигнуть храм и дом во имя архистратига Михаила. Солдат сообщил о происшествии начальству, а тот в свою очередь – императору. Так якобы и было принято решение о строительстве и названии нового дворца.

Павел I переселился с семьей в Михайловский замок, когда его стены еще даже не успели просохнуть! По свидетельству очевидцев в помещениях из-за влажности стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей всюду царил полумрак.

Через 40 дней после новоселья Павел I был убит в собственной спальне. Романовы сразу покинули Михайловский замок, и почти два десятилетия здание пребывало в запустении. Только в 1819 году помещение заняло Главное инженерное училище, от которого пошло второе название – Инженерный замок.

По легенде душа убитого императора так и не смогла покинуть этот дом, и призрак царя видели все последующие обитатели дворца, а прохожие замечали в окнах светящуюся фигуру. Правда, слухи о призраке появились намного позже самого убийства – не раньше 1840-х годов.

Мария Федоровна пережила мужа на 27 лет. Ей выпало пережить и смерть пятерых своих детей. До конца дней она жила в Павловске. Жертвовала немалые средства на благотворительность. Была неплохой художницей, занималась живописью, создавала изделия из янтаря и слоновой кости, резала камеи из камня. Несколько ее работ хранятся в Русском музее и в Государственном историческом музее.

Всего у Павла I и Марии Федоровны было 10 детей. Двое из них – Александр I и Николай I стали российскими императорами. Заняв престол, Александр I прямо заявил: «При мне всё будет как при бабушке». Он переехал жить в Зимний дворец, поставив таким образом точку в своеобразной битве императорских резиденций…