Председатель жюри фестиваля короткометражного кино «Ярославль – 2016» Елена Гладкова: об отношении к молодым режиссерам в России и на Западе, о роли продюсеров в отечественном кинематографе и своем новом фильме, который вызвал серьезный интерес за рубежом.

Московский режиссер Елена Гладкова не первый раз приезжает в Ярославль. В 2013 году в конкурсной программе фестиваля короткометражного кино «Кадр, вперед!» она представила два своих фильма. Обе работы получили высокую оценку жюри, при этом одна из них – музыкальная зарисовка «Джазовый этюд» стала победителем в номинации «Лучшая студенческая картина».
А в этом году Елена уже сама возглавила жюри – международного фестиваля короткометражного кино «Ярославль – 2016», который прошел 15-16 октября в ДК «Судостроитель». В конкурсе, организованном известной ярославской киностудией «Корабел», участвовало больше 70 картин почти из всех регионов России, а также из Эстонии.
Елена Гладкова окончила режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую игрового кино Карена Шахназарова. Работала над телевизионными программами, сериалами, рекламными проектами.
​На данный момент автор трех короткометражных фильмов, два из которых – «Джазовый этюд» и «Летний день» – были сняты во ВГИКе в качестве учебных работ. При этом обе киноленты стали участниками и призерами нескольких фестивалей короткого метра, в том числе в США, Венгрии, Франции, Италии, Южной Корее.
В июле этого года режиссер была приглашена в жюри международного кинофестиваля в Вероне «San Giò Verona Video Festival» для оценки конкурсных работ в программе короткометражных фильмов.
Ее новый фильм о московском метро «Дворец для Народа», снятый по заказу итальянских продюсеров, уже был показан на фестивалях в Италии, Швейцарии, в программе Каннского фестиваля 2016 года. Получил премию на Международном фестивале кино в Локарно (Швейцария). Буквально в эти дни работа отправляется на кинофестиваль, организованный Сиракузским университетом США, а в ноябре будет представлена на кинофестивале в Милане.

«Дворец для Народа»

Елена, итальянские продюсеры, заказавшие фильм о московском метро, дали вам абсолютный карт-бланш?
Да. Более того, изначально им нужна была совсем небольшая, минут на 10, документальная лента об архитектуре и художественных особенностях нашего метрополитена. А в итоге получился 40-минутный авторский фильм. И продюсеры приняли эту работу.
В Европе я столкнулась с очень грамотным подходом к искусству и к людям, которые занимаются искусством. Если в тебе видят талант, предлагают сделать самостоятельную работу на заданную тему. Сделать так, как ты это видишь. При этом тебя не поучают на каждом шагу, не критикуют, не пытаются уничтожить с самого начала. Такого отношения к молодым авторам в России сегодня, к сожалению, нет.

А как возникла сама идея фильма? И почему в качестве режиссера продюсеры выбрали именно вас?
Это все сложилось достаточно неожиданно. После того, как мой короткометражный фильм «Джазовый этюд» был представлен на фестивале в Каннах в 2013 году, я получила приглашение от организаторов кинофестиваля «San Giò Verona Video Festival» в Италии представить этот фильм в их программе. В фестивале участвовало порядка 70 картин из всех стран. «Джазовый этюд» получил там приз за лучший монтаж. Работа вообще очень понравилась культурному сообществу Вероны – не только кинематографистам, но и поэтам, архитекторам, скульпторам. И зимой следующего года я получила предложение от итальянских архитекторов сделать фильм про московское метро. Лента планировалась для показа на одном из мероприятий, где собираются архитекторы со всей Италии. Я подумала, почему бы и нет. До этого я никогда не снимала документальное кино. Плюс для меня открывалась возможность показать новую работу в Италии. О том, чтобы сделать фильм, который станет интересен кому-то еще, кроме итальянских архитекторов, в тот момент даже не думала.

Снимать фильм об архитектуре для архитекторов, да еще итальянских… Не было страшно?
Я, безусловно, понимала, насколько это сложно! Итальянцы с рождения пропитаны красотой. Они живут в окружении старинных памятников и прекрасно разбираются в искусстве. Они сканируют молниеносно: что и как сделал архитектор, скульптор, художник… Конечно, непросто делать фильм для таких зрителей. Но был азарт, хотелось их удивить!
Московское метро – очень привычная для нас вещь. Конечно, если сравнить его с метро в Лондоне или Париже – это небо и земля. Но все же оно для нас стало обыденностью. И что тут можно найти интересного? Я стала изучать документы – и вдруг открыла много неожиданного для себя. Поняла, что какие-то детали я просто не замечала, много лет проходя по одним и тем же станциям. Постепенно сложился план: что я хочу снять и о чем сказать.

В вашем фильме метро, по сути, само рассказывает про себя…
Я с самого начала думала, как уйти от рассказчика в кадре. Вообще, делать какую-то архитектурную зарисовку или что-то из разряда фильмов для телеканала «Культура», где искусствовед говорит о художественных особенностях памятника, – это скучно. Кроме того, это создало бы сложности с переводом. Поэтому пришло решение – сделать фильм под сопровождение музыки, с титрами, в стилистике немого кино.
Но при этом мне хотелось сделать кино и о человеке тоже. И я нашла эту тему в самой истории создания метро. В том, что всё это делалось для людей. Да, была амбициозная задача – построить лучшее метро в мире. Но при этом продумывались технические детали, например, было сделано максимальное освещение станций, чтоб люди не боялись спускаться под землю, на глубину 30-35 метров. Над оформлением работали самые талантливые архитекторы и художники того времени. И они создавали всю эту красоту – мозаики, мраморные колонны, барельефы и так далее – для простого народа. Это больше всего пробило итальянцев – что вся эта роскошь не для императоров, не для буржуа, а для обычных трудяг! Такого нет нигде – ни в Европе, ни в Америке! И это трогает всех, кто смотрит фильм. При этом они слышат музыку советского времени, которой не знают (того же Свиридова, например), и восхищаются ей. В итоге для иностранцев Россия открывается совершенно с другой стороны! О чем мне все говорят, посмотрев фильм.

Русское кино на фестивалях

Фильм «Дворец для Народа» на нынешний фестиваль в Каннах вы отправили просто от своего лица?
Да. Работу я завершила как раз к фестивалю, отправила заявку, и фильм был принят к показу. Сразу после Канн меня вновь пригласил директор международного кинофестиваля в Вероне – представить этот фильм у них и участвовать в работе жюри. И почти сразу я получила предложение показать эту работу на кинофестивале в Локарно, в Швейцарии, где получила премию.
Фестивальная история – это то, что сегодня меня просто держит на плаву. Когда-то я отправила свою учебную работу «Джазовый этюд» на фестиваль в Америку. Его приняли и даже показали на открытии. Это придало уверенности, и я отправила кино в Венгрию на фестиваль студенческих фильмов. Получила приз за режиссуру! Мастера курса тогда вообще никак не отреагировали на это! Казалось бы, награда их студента говорит о высоком уровне преподавателей… Но победу восприняли как факт моей личной биографии. После этого я перестала обращать внимание на мнение «российских профессионалов». Отправляла свои работы на другие фестивали, где-то получала призы. И однажды меня стали приглашать сами директора фестивалей. Причем буквально с двумя фильмами, которые я к этому моменту сделала.

Сегодня очень много говорят о русофобии на Западе. Но судя по высокой оценке ваших работ за рубежом, политика никак не влияет на оценку искусства?
В мире искусства я ни разу не столкнулась с русофобией. Никто не бросает в мой адрес: «Ну, она же из России…» Но на бытовом уровне, в магазинах, в кафе, если узнают, что ты русская – отношение меняется молниеносно. Тем не менее в культурном сообществе политика современной России – это вопрос для дискуссий. Предвзятого отношения к российским фильмам и режиссерам нет.

Продюсеры и автор

Современные российские режиссеры нередко говорят о беспредельном вмешательстве продюсеров в работу. Иногда даже получается совсем не тот фильм, который задумывал снять автор…
Это так, к сожалению. Если продюсер видит какую-то выгоду от вложения денег в твой фильм, он может перемолоть работу как угодно! Заставит переписать сценарий, потребует взять других актеров, и так далее. Наши продюсеры не признают права художника на свое видение. Но авторский кинематограф, искусство – это не работа на заказ. На Западе это четко разделяют – кино, сделанное на продажу, и кино, которое является искусством.

Почему так происходит у нас? Чем руководствуются продюсеры?
Есть продюсеры, которые еще остались с советских времен. Они образованны, разбираются в кинематографе, при этом умеют просчитывать риски. Они понимают, что они хотят, и умеют разговаривать с режиссерами – и с начинающими, и с опытными. Но таких осталось совсем немного. А современные молодые продюсеры, которые в большей мере ориентируются на телевидение, нежели на кино – далеко не всегда имеют профессиональное образование, зачастую не знают историю мирового кино и даже советского, и часто думают, что открывают Америку. Могут своего брата или друга назначить режиссером, но не станут брать профессионала, если лично с ним не знакомы. В итоге получаются картины, которые зрители не смотрят.
В основе такого подхода теоретически лежит американская система, когда продюсер нанимает режиссера, съемочную группу, композитора и так далее, вкладывает деньги, а затем получает прибыль с проката. Но в Америке эта система выстроена давно и грамотно, и, как показывает история, даже во время кризиса киноиндустрия в Штатах приносила прибыль, чего у нас не наблюдается. В советское время в нашей стране существовала аналогичная система, только деньги вкладывало государство. Но при этом в кино не попадали непрофессионалы!
Еще один момент, с чем неоднократно сталкивалась лично я. У меня диплом ВГИКа, отличная оценка за дипломный фильм, есть призы международных фестивалей за самые первые работы. Но я слышу: «Я не работаю с женщинами-режиссерами». Или: «Я не работаю с молодыми режиссерами». То есть вопрос о профессиональных качествах даже не обсуждается. Почему-то у нас принято всех молодых режиссеров считать бездарными. Даже не смотрят твои работы, «теряют» диски с твоими фильмами. И действуют по принципу: зачем с ними возиться – они все равно не пробьются.
За границей я часто слышу вопрос: «Где ваши современные режиссеры? Мы знаем только Михалкова. Но где новые имена?» А откуда они возьмутся, если молодому режиссеру практически невозможно проявить себя? Не хочу расхваливать советскую эпоху, но в то время режиссер получал шанс заявить о себе – после окончания вуза он попадал на киностудию, где получал работу. Сегодня этого нет. И я на самом деле не знаю, кому задавать вопросы, почему всё это так.

У нас ведь есть кино, которое снимается на государственные деньги…
Но кто и как их получает? У нас в России в мире кино (да и в целом в искусстве) существуют свои кланы. И чужие люди там не нужны. А особенно люди – которые на что-то претендуют. Поэтому можно годами писать заявки, приносить сценарии – но никто не даст тебе шанс что-то сделать. Или могут, например, выделить только десятую часть от необходимого бюджета картины, а после сказать: «Ну, мы же дали тебе шанс – а ты не справился!» При этом режиссеру с урезанным бюджетом пришлось брать вместо профессиональных актеров чуть ли не студентов-первокурсников, которым можно не платить как практикантам, отказываться от каких-то натурных съёмок и так далее… И тем не менее: «Не получилось? Значит, ты не режиссёр!» Вот и всё.

Из вашего курса кто-то занимается режиссурой, хотя бы работой в сериалах?
Два человека попробовали что-то снять после окончания курса, но пока это не выстрелило. А остальные, к сожалению, ушли из профессии.

Полный метр

Когда три года назад мы встречались с вами на фестивале «Кадр, вперед!», вы говорили, что хотите снять полнометражный художественный фильм. Мечта пока так и остается мечтой?
Я постоянно думаю об этом. Но это очень сложно. Полнометражная картина требует огромных денег. Хорошее кино не снимешь на кухне. Но я всё же полагаюсь на волю судьбы. Мы в России, можно сказать, снимаем кино назло и вопреки ситуации. Я знаю людей, которые работают инженерами или адвокатами (по своей первой профессии), только чтоб заработать денег и снять фильм…

Если ваши работы высоко оценивают за рубежом, может быть, есть смысл искать свое место там?
Эмигрировать и начинать всё с нуля – не вижу смысла. Знаю людей, которые уезжают лишь бы куда-нибудь, работают не пойми кем. Это – не моя судьба. Мне интересно находиться в процессе мирового искусства, но жить в России. К тому же за рубежом я интересна как автор из России, а не как человек, который стремится любым способом зацепиться там. Да, в России много сложных и даже неприятных моментов. Но мне важно быть здесь. Я убеждена, что режиссёр может снимать настоящее кино только про свою страну. Ну что я смогу сказать про Францию? Или про итальянцев? То, что делают американцы – это продукт на продажу, и поэтому он может быть международным. Но настоящий кинематограф – это всё-таки национальное искусство.