Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предложил цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Непосредственно в храме специалисты музея-заповедника рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Автор заключительной экскурсии – заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская – предложила посмотреть на церковь Богоявления как результат реформ патриарха Никона.

Церковь Богоявления выделяется среди всех других ярославских храмов XVII века. В ней многое непривычно – конструкция, композиция, декор стен, сюжеты фресок… Был создан новый тип архитектурного сооружения: бесстолпный пятиглавый храм с сомкнутым четырехчастным сводом, без подклета, стоящий непосредственно на фундаменте. Вместо традиционных галерей церковь окружена их имитацией – на самом деле это северный и южный приделы. Традиционные боковые крыльца также отсутствуют, но их силуэт условно обозначен на фасадах в виде двускатных покрытий. Внутренние интерьеры всегда хорошо освещены благодаря большим окнам.

Храм был возведен в 1684-1693 годы на месте предыдущей деревянной церкви Богоявления XVI века. Территория самой Богоявленской слободки принадлежала Спасскому монастырю.

У храма три престола. Главный посвящен празднику Богоявления, или Крещения Господня. Северный придел имеет очень редкое посвящение – в воспоминание Страшного суда Христова. Южный престол был первоначально освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, а в 2002 году его освятили вновь – в честь покровителей Ярославской земли – святых князей Василия и Константина.

Храм возводился на средства и по заказу богатого ярославского купца Алексея Зубчанинова, входившего в состав гостиной сотни – высшего привилегированного слоя русского купечества. Его имя нам известно только благодаря исследованиям XIX – начала XX века, в которых цитируется не сохранившееся до сегодняшнего времени летописное клеймо в алтаре, на котором Зубчанинов прямо называется основателем церкви.

О жизни храмоздателя сведений почти не сохранилось. Известно, что Зубчаниновы – выходцы из Вологды, в их роду было немало монахов и священнослужителей. Сам Алексей Зубчанинов, его дед и отец являлись закладчиками Спасо-Преображенского монастыря (своего рода юридические и имущественные отношения, которые освобождали закладчиков от государственных налогов и множества повинностей, но делали зависимыми от монастыря). Алексей Зубчанинов вел успешную торговлю, в рядах Гостиного двора он владел 24 лавками. Продавал преимущественно кожу, наиболее дорогой из ее сортов – юфть. Как привилегированное лицо был похоронен на территории Спасского монастыря, сохранился фрагмент надгробной белокаменной резной плиты с его именем.

…Церковь Богоявления первой встречала любого приезжающего в Ярославль по московской дороге. Именно поэтому ее южный, парадный фасад был украшен богаче всего.

Колокольня очень тесно примыкает к северо-западному углу церкви. При этом звонница ниже центрального храма почти на 10 метров и со стороны южного (парадного) фасада едва видна, а в определенном ракурсе и вовсе исчезает из поля зрения. Такая максимальная незаметность колокольни неслучайна: с парадной стороны храм представал совершенным, абсолютно гармоничным по силуэту строением.

В декоре Богоявленской церкви использованы практически все традиционные элементы – от тесаного лекального кирпича до монументальной живописи. Но главное украшение храма – многоцветные поливные изразцы, по количеству и способу применения которых зданию нет равных.

В отделке встречаются два типа изразцов. Первый – это плитки с одинаковым, стилизованным под растительный, продолжающимся орнаментом. Из них составлены бесконечные горизонтальные ленты, как будто бы прорисовывающие силуэт храма. Лентовидными фризами обведены все основные объемы – шейки барабанов глав, центральный храм, апсиды, приделы, западное крыльцо. Второй тип – плитки с центрическим замкнутым рисунком, которые вмонтированы в многочисленные ширинки стен и из которых составлены вертикальные ленты. Смонтированные в форме ромба, эти изразцы задают особый ритм, движение вверх и подчеркивают барабаны глав, лопатки и наличники окон храма.

В изразцах Богоявленской церкви в отличие, например, от церкви Рождества Христова или церкви Иоанна Предтечи, не встречается изображений стилизованных птиц и животных. Рисунок изразцов представляет собой довольно простые по форме цветочные розетки пяти разновидностей. В цветовой палитре всего пять красок: белая, желтая, синяя, зеленая и коричневая. Но при этом сочетаний столько, что двух абсолютно одинаковых изразцов не встретишь!

Примерно 40 процентов изразцов – подлинные, в основном они располагаются в верхних ярусах. Плитки нижних ярусов воссозданы реставраторами в 1950-е годы. Рецепт древней глазури, возможно, не восстановили один в один, но нашли очень близкий состав – способный выдерживать любые воздействия внешней среды.

В церкви Богоявления сохранился подлинный иконостас конца XVII века. За все время существования он ни разу не переделывался. Многие его иконы сейчас реставрируются, и мы не можем увидеть иконостас цельным. Иконы нижнего яруса не сохранились вообще. Вместо них установлены образа, подобранные из фондов Ярославского музея-заповедника, на те же самые сюжеты, что были написаны изначально.

В иконостасе традиционно шесть ярусов, но деисусный чин здесь очень необычен (в данный момент его иконы находятся на реставрации). Все основные фигуры деисуса – Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча и другие – собраны на одной центральной иконе, на ней же – апостолы Петр и Павел. А на боковых иконах изображены остальные десять апостолов. Подобный апостольский деисус – ставший прямым следствием реформ патриарха Никона – встречается редко. Его можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля и еще в нескольких храмах. Тезис о том, что на апостолах держится церковь, прижился не везде. В Ярославле этот случай единственный. Говорящий о том, что храмоздатель был в курсе новых церковных течений.

Церковь, очевидно, была расписана к моменту освящения – к лету 1693 года. Точные даты нигде не сообщаются, в том числе и в настенных летописях. Не сохранились сведения и о живописцах, работавших здесь. Основываясь на ряде аналогий, отборе сюжетов, особенностях иконографии и стилистики живописи, ее колорите, специалисты предполагают, что в росписи церкви Богоявления принимали участие те же ярославские мастера, что и работавшие над церковью Иоанна Предтечи под руководством знаменщиков Дмитрия Григорьева Плеханова и Федора Игнатьева. К тому же Предтеченский храм расписывался в очень близком временном промежутке – с июня 1694-го по июль 1695 года.

Содержание росписей церкви Богоявления очень отличается от традиций. В храме нет привычных для ярославских церквей XVII века ветхозаветных сюжетов о сотворении мира, библейских историй, житий пророков и святых. Отсутствуют такие важнейшие с богословской точки зрения события как Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Преображение, тема Страшного суда. Нет иллюстраций к популярным в то время сборникам нравоучительных новелл.

Весь цикл повествования начинается со сцены Богоявления, невероятно напоминающей картину А. Иванова «Явление Христа народу». Иисус изображен приближающимся к толпе людей, перед которыми стоит указывающий на Христа Иоанн Предтеча с двумя учениками. И далее среди множества сюжетов, покрывающих стены и своды храма, преобладают сцены проповедей Иисуса, его споров с фарисеями, совершенных им чудесных исцелений и воскрешений, иллюстрации притч. То есть раскрывается не столько земная жизнь Христа, сколько содержание его учения, смысл его заповедей, в соответствии с которыми должен жить каждый человек.

В этом также проявилось влияние реформ патриарха Никона. Утверждалась мысль том, что Сын Божий явился в мир, чтобы показать путь искупления и спасения, и что единственно верная церковь – это церковь, основанная им. Вот это торжество Новозаветной церкви и стало главной темой росписей Богоявленского храма.

При росписи церкви широко использовался западноевропейский источник – гравюры Библии Борхта. Из нее заимствовались целые циклы, особенно сцены исцелений, воскрешений, морские сюжеты. Гравюры Борхта очень сложны по композиции и иногда соединяют на одном листе до 10 сюжетов. Буквальное их заимствование порой приводило к курьезам. Например, в одной из гравюр Борхта изображаются по одну сторону архитектурной декорации Христос и грешница, а по другую – группа людей, относящихся уже к следующему сюжету и соответственно повернутых к Иисусу спиной. Эту композицию ярославский мастер переносит на стену храма полностью и, очевидно, лишь в последний момент замечает нелепость подобного сочетания. Исправляя оплошность, художник просто поворачивает на 180 градусов голову у одного из персонажей, обращая тем самым его взоры к Христу…

В дни белогвардейского восстания в июле 1918 года церковь Богоявления, находившаяся в самом эпицентре событий, очень пострадала. В результате артиллерийских обстрелов были значительно повреждены южная и западная стены центрального храма, разбиты венчающие стены кокошники, сгорели перекрытия и кровля, а главы оказались пробиты пулями и снарядами. Размеры утрат можно оценить, например, по как будто бы размытому пятну вместо фрески на одном из оконных проемов. На месте выбоины реставраторы просто выполнили стилизацию утраченной живописи в той же гамме, что и подлинные росписи.

Религиозная жизнь в церкви Богоявления продолжалась до мая 1927 года. При этом долгое время храм так и стоял практически без кровли, с проломами в стенах, поскольку не было средств на ремонт. Многое из ее имущества: ризы, облачения, кадила, книги, подсвечники, хоругви – было отдано в другие церкви либо изъято новой властью «на нужды строящегося советского государства».

Из-за полуразрушенного состояния, угрозы обрушения, стремления расширить уличное движение церковь неоднократно хотели разобрать. Только благодаря реставраторам памятник удалось отстоять. В 1938 году в помещении устроили гараж и мастерскую, из-за чего здание подвергалось постоянной вибрации, своды церкви растрескивались. Фресковой живописи был нанесен новый ущерб. Оказались сбиты летописные клейма в алтаре, стерта надпись с южной стены, а уцелевшие росписи покрылись выбоинами и царапинами.

Лишь в 1950-е годы памятник начали реставрировать.

В настоящее время церковь Богоявления находится в совместном ведении Ярославской епархии и Ярославского музея-заповедника. Церковные службы в южном приделе храма совершаются во все дни