Экскурсия из цикла «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века»

Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предложил цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Непосредственно в храме специалисты музея-заповедника рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Об истории самого большого посадского храма, до сегодняшнего дня остающегося энциклопедией фресковой росписи XVII века, церкви Иоанна Предтечи в ходе очередной экскурсии рассказала заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская.

Церковь Иоанна Предтечи отличается от всех храмов Ярославля своим необычным силуэтом и самым роскошным декоративным убранством фасадов. Это еще и редкий пример церкви XVII века, возведенной, как тогда говорили, «всем миром», сообща. Средства для ее строительства собирали и у местных жителей, и далеко за пределами губернии. Жертвовали кто что мог: кто-то приносил слиток серебра, а кто-то — кружева на несколько рублей, кто-то отдавал огородную землю с постройками, а кто-то — торговую лавку или заводик. Те, кто не мог пожертвовать деньги или вещи, просто работали на грандиозной стройке.

Церковь возвели в большом предместье города — Толчковской слободе. Здесь жили кожевники, было несколько кожевенных заводов, белильная и суриковая фабрики. Для промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название слободы — Толчково.

Когда местная Вознесенская церковь стала мала для Толчковского прихода, решили построить новый храм — «какого прежде никогда не было»… Именно такая фраза сохранилась в документах. И в 1671 году было получено соответствующее разрешение ростовского митрополита Иона Сысоевича.

Церковь, полное название которой звучит как церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, строилась долгих шестнадцать лет, с 1671-го по 1687 год. Храм возвели четырехстолпным, пятиглавым, с тремя крытыми галереями. Высота его достигла 44 метров. Два придела (один — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; другой — во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия) были выполнены одинаковой высоты. Вместо обычных куполов основной объем и приделы венчают изящные пятиглавия. Их высота равна высоте центрального храма, из-за чего с востока церковь выглядит как огромный 15-главый храм.

Церковь возвышалась над всеми городскими постройками XVII века, включая тогдашний кафедральный собор! Храму, как это и задумывалось, действительно не было равных в Ярославле по красоте и роскоши. Территория его была огорожена. Сегодня от ограды остались лишь руины, а Святые ворота, через которые прихожане попадали на территорию храмового комплекса, теперь ведут в никуда…

Ни в каких документах нет ни автора проекта, ни руководителя постройки. Зато первоначальный образ храма можно найти на дореволюционных фотографиях.

Колокольня церкви Иоанна Предтечи была построена позже самого храма, на рубеже XVII–XVIII веков. Ее высота достигает 45 метров — соразмерно высоте центральной главы церкви. По декору колокольня близка к московскому барокко. Каждый ярус повторяет строение храма, благодаря чему отдельно стоящая звонница воспринимается как неразрывно связанная со всем церковным ансамблем.

Из-за неравномерной осадки фундамента и, скорее всего, по причине использования колокольни в советские годы в качестве кузницы, она очень сильно накренилась. К 1950-м годам отклонение от центральной оси составляло больше полутора метров! Звонница могла в любой момент упасть на саму церковь. В 1958 году были проведены уникальные работы по выпрямлению колокольни. И сейчас, если присмотреться, виден небольшой крен, но опасность падения устранена. Доступа на звонницу нет, вход в нее замурован.

Прежде чем начать возведение храма, по разрешению царя Алексея Михайловича рядом с будущим сооружением были специально построены два кирпичных завода. Здесь изготавливали не только основной кирпич для стен, но и особый, лекальный — сложный и разнообразный по форме. Кирпич был такого высокого качества, что не потребовал в дальнейшем ни побелки, ни штукатурки, и, несмотря на все негативные погодные явления, сохранил первозданный вид до наших дней.

Благодаря разной конфигурации кирпичей строители смогли создать удивительные по красоте стенные поверхности, где крупные детали соседствуют с более мелким дробным орнаментом. До сих пор внешний вид храма поражает разнообразием и пышностью декоративных элементов, их здесь больше 40 видов.

Кирпичные стены церкви украсили изразцовыми вставками, созданными московскими и ярославскими мастерами. Главный «фирменный» рисунок этих изразцов — изображение самых разных птиц.

Кроме всего прочего, восточный фасад храма украсили еще и стенной росписью. Известно, что полуколонны были расписаны цветочным орнаментом, имитирующим образ райского сада, — до нашего времени эти росписи не сохранились. Живопись стен подновляли в начале ХХ века, остатки ее частично сохранились и видны до сих пор.

Высокий шестиярусный иконостас центрального храма церкви Иоанна Предтечи создавался несколько лет — с 1687 по 1701 год. Его резьба выполнена в стиле барокко неизвестными ярославскими мастерами. Мотив резьбы традиционен — пышная виноградная лоза и цветочный орнамент. Завершает иконостас резное распятие.

Первоначально над нижним ярусом храмовых икон в иконостасе были размещены «мирские» иконы — принесенные самими прихожанами в дар. По сохранившимся свидетельствам эти иконы стояли в два ряда, довольно плотно, многие из них были очень древними по происхождению. В этом тоже проявилась идея храма — возвести его всем миром.

В настоящее время иконостас демонтирован, его резные детали и иконы находятся в фондах Ярославского музея-заповедника, где ведется реставрация. Многие иконы уже можно было бы вернуть на место, но из-за того, что храм не имеет надлежащей охраны, это просто опасно. Два больших образа из церкви Иоанна Предтечи — «Благовещение» и «Богоматерь на престоле» — можно увидеть в постоянной экспозиции музея «Иконы Ярославля XVI–XVIII вв.».

Церковь Иоанна Предтечи всеми специалистами признается энциклопедией фресковой росписи XVII века. Храм не имеет себе равных среди христианских церквей по количеству сюжетов — на его стенах, столпах, сводах и галереях запечатлено по разным подсчетам от полутора до четырех тысяч (!) различных сюжетов. В основном это истории из Ветхого и Нового Заветов, события русской православной церкви и жития святых.

Церковь была расписана за год — с июня 1694-го по июль 1695 года. Как и все летние храмы, расписывалась лишь в теплое время. В работе участвовали только ярославские мастера. Артелью из 16 живописцев руководили два самых лучших знаменщика того времени Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. Димитрий Григорьев, в частности, принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля, Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, ярославских церквей — Николы Мокрого, Димитрия Солунского, Богоявления и многих других.

Одна из самых уникальных росписей храма — православный календарь. В пяти нижних ярусах северной и южной стен последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники в их честь. Все фигуры выписаны очень тщательно, с особым старанием, по сути в формате книжной миниатюры. Больше такого ни в одном храме не повторилось ни разу.

В шестом ряду храмовых росписей подробно отражены события из жизни Иоанна Предтечи: бегство Елисаветы с младенцем Иоанном в горы, проповедь Иоанна, его деяния при дворе царя Ирода, Крещение Иисуса и так далее. Среди прочих сюжетов запечатлен и знаменитый танец Саломеи во дворце Ирода (в награду за который, как известно, она получила голову Иоанна Крестителя). Первое, что бросается в глаза в этой росписи, — богато накрытый стол. Сцен застолья в церкви Иоанна Предтечи вообще очень много! Очевидно, это стало отражением той полноты жизни, которая характеризовала ярославский XVII век. Сама Саломея изображена в русском платье и (как и положено злодейке по представлениям средневековых живописцев) в туфлях на высоких каблуках.

Среди сюжетов росписей в галереях очень много иллюстраций из назидательных новелл, поучительных и сложных аллегорий, которые выполнены в традициях западноевропейской живописи. Для них характерны светскость сюжета, мирское содержание и множество деталей, отражающих русскую бытовую жизнь XVII века. Здесь библейские пророки и цари одеты в русскую одежду, где особенно впечатляют набойчатые порты — именно такие штаны с разным рисунком (в полоску, в цветочек, в горох) носили ярославские мужчины в XVII веке.

Один из примеров проникновения западноевропейских традиций в русскую церковную живопись — отражение истории Давида и Вирсавии. Согласно библейскому сюжету Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел купающуюся Вирсавию, соблазнился ее красотой и приказал, чтобы женщину доставили во дворец. Мужа Вирсавии Давид отправил на одно из самых жестоких военных сражений, выжить в котором было невозможно… Сюжет с купающейся Вирсавией запечатлели многие известные художники, но для русской религиозной живописи XVII века это было абсолютно новым явлением. Ведь Вирсавия — не только не мученица и не святая, она — женщина, изменившая мужу…

До революции к церкви Иоанна Предтечи относились с огромным вниманием. В 1830 году были возобновлены некоторые фрески, в 1855-м вызолочен иконостас. А в 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что здание требует капитального ремонта. Специально созданная археологическая комиссия оценила степень разрушения храма, и в 1903 году началась его реставрация, на которую из госказны выделили огромную по тем временам сумму — 64 тысячи рублей. Под наблюдением опытных архитекторов была проведена полная замена фундамента, устранены огромные трещины стен. Росписи промыли и отреставрировали, чугунный пол заменили плиточным, отреставрировали иконы всего иконостаса, обновили позолоту куполов. К 1906 году комплекс был восстановлен во всем великолепии.

…После революции в 1929 году зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов ее снесли. В 1935-м весь комплекс передали в ведение Ярославского музея (тогда называвшегося краеведческим). Но это было пустой формальностью, поскольку почти сразу завод «Победа рабочих» самовольно включил здание храма в свою территорию и стал использовать его как хранилище для красителей, кислот, карбида. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу.

Только в 1951 году, благодаря вмешательству Министерства химической промышленности, храм прекратили использовать как склад и вернули музею. Начались реставрационные работы, которые продолжаются и в настоящее время.