Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предлагает цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Каждый месяц до сентября включительно специалисты музея-заповедника непосредственно в храме рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Автор третьей экскурсии – специалист по сохранности объектов культурного наследия Ярославского музея-заповедника Елена Федорычева – представила церковь Рождества Христова. Уникальная звонница, не имеющая аналогов в древнерусской архитектуре, и сам храмовый ансамбль считаются образцом сложения ярославского стиля.

Церковь Рождества Христова построена в середине XVII века. Освящена в 1644 году. Этот парадный, соборного типа храм в составе сложного монументального сооружения, объединявшего Святые ворота, надвратный храм и колокольню, был возведен на средства известных в городе купцов Назарьевых-Гурьевых.

Купцы Назарьевы торговали с Сибирью, Астраханью, Казанью. Главным источником дохода для них служил речной флот. На устье реки Яик (современный Урал) Гурий Назарьев решил наладить промысел красной рыбы и черной икры, для чего построил у реки деревянный острог. На острог часто нападали живущие по соседству калмыки и казаки. Не нравился новый конкурент и астраханцам, предпринимались даже попытки убить сыновей Гурия Назарьева. Поэтому его сын, Михаил Гурьев, попросил у царя грамоту на право постройки каменной крепости. Укрепленный городок появился на Яике в 1662 году, очень скоро он стал называться Гурьевым, и это имя сохранялось до 1992 года (в составе Республики Казахстан город был переименован в Атерау).

Каменные стены не спасли купцов Гурьевых – город постоянно грабили и разрушали казаки, среди захватчиков был и Степан Разин. В итоге семья разорилась, потеряв все свои рыбные промыслы. Но до своего разорения Гурьевы успели построить и церковь Рождества Христова в Ярославле, и колокольню при ней.

Имена зодчих, построивших весь храмовый комплекс, к сожалению, не сохранились историей.

Церковь возводилась в два этапа. Начинали строительство два брата – Дружина и Гурий Назарьевы. Дружина Назарьев во время Смуты вместе с другими купцами поддерживал ополчение Минина и Пожарского. Назарьевы входили в число государевых гостей – самой привилегированной купеческой корпорации: государевы гости имели право покупать и передавать по наследству землю, свободно ездить за границу по торговым делам, получать льготы при уплате пошлин и многое другое. Назарьевы-Гурьевы многое сделали для государства. Ими в частности составлялись первые географические карты и отчеты о морских путешествиях. Семья активно участвовала и в жизни Ярославля.

На стенах церкви Рождества Христова ее основатели поместили храмозданную летопись, которая идет по периметру всего храма. Надпись обошлась в копеечку, поскольку для нее использовались не тиражированные изразцы – каждая плитка, на которой одна-две буквы или слог, делалась в единственном экземпляре.

Летопись сообщает, что церковь построена во время царствования Михаила Романова, при ростовском митрополите Варлааме. А кроме того, в ней называются и Акиндин (крещеное имя Дружины Назарьева), и Гурий Назарьев, и три сына Гурия, завершивших строительство церкви. Вынести свои имена на всеобщее обозрение было безусловной дерзостью! Но, переживая экономический подъем и обладая высоким статусом, Назарьевы-Гурьевы, видимо, могли себе это позволить.

Церковь Рождества Христова – самый многопрестольный из ярославских храмов. Главный ее престол освящен в честь Рождества Христова. В алтаре расположен придел Иоакима и Анны. В подклете храма – придел в честь Николая Чудотворца, а над ним – теплый придел Петра и Павла. В уже возведенную церковь был встроен Казанский придел – в память о том, что именно здесь прихожане прятали Казанскую икону Богоматери. Галерея церкви заканчивается приделом в честь персидских мучеников, среди них был Акиндин – соименный святой одного из храмоздателей (Дружины Назарьева). Наконец, во втором ярусе колокольни располагается церковь Гурия, Самона и Авива, покровителей семейного очага.

Казанский придел венчает кованый крест – образец ярославского кузнечного искусства XVII века.

Декор церкви Рождества Христова примечателен тем, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы. Во времена строительства храма в Ярославле еще не было собственного производства изразцов, и их привозили из Владимира, Москвы, Пскова. В оформлении церкви Рождества Христова использованы муравленые изразцы. Мурава – древнерусское название глазури, преимущественно зеленого цвета.

Колокольня церкви Рождества Христова уникальна своей сложной конструкцией и композицией, а также декором с необычными деталями. Это образец надвратной шатровой колокольни с церковью внутри и часозвонницей. Аналогов ей не существует не только в ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре.

Колокольня была соединена с храмом каменной оградой, и попасть на территорию усадьбы можно было только через Святые ворота. В воротах есть и проездная арка, и вход для идущих пешком. Фасад, который открывался взгляду прихожан, очень богато украшен. А стена, обращенная во двор, почти совсем лишена декоративных элементов. «Для себя» делали чуть скромнее, чем для других.

Иконостас церкви Рождества Христова неоднократно перестраивался и менялся, но иконы, созданные в 1-й половине XVII века, здесь сохранились до сих пор.

В XVIII веке представители четвертого поколения Назарьевых-Гурьевых возвели модный для своего времени барочный иконостас. До наших дней от него почти ничего не осталось, в 1860-е иконостас вновь кардинально перестроили. Но, скорее всего, с XVIII века сохранились резные фигуры в сцене сошествия Святого Духа. Особое внимание здесь привлекают лики Богоматери и апостолов – они явно обладают портретным сходством с обычными посадскими горожанами…

Храм расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году, с небольшими доработками в 1684-м. Тремя годами ранее расписывалась церковь Ильи Пророка. Стилистический анализ позволяет предполагать, что над церковью Рождества Христова работала артель под руководством Дмитрия Семенова – одного из трех знаменщиков, участвовавших в росписи церкви Ильи Пророка.

Ряд фресок церкви Рождества Христова создан по мотивам очень популярной в то время книги архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Небо новое, с новыми звездами сотворенное…». Сборники этого схоласта, писателя, полемиста и очень образованного человека служили основой для составления проповедей в XVII веке. А его книги, выходившие на Украине, переводились на русский язык и были очень популярны, в том числе у иконописцев. В основе новелл Голятовского лежали религиозные сюжеты и из Священного писания, и из апокрифов, и из западноевропейских хроник. Так что росписи церкви Рождества Христова, созданные по мотивам книги архимандрита, очень любопытны по своему содержанию…