Первый, 5-летний юбилей ярославский клуб альтернативного кино отмечает выходом в прокат собственного фильма.

Картины, игнорируемые массовым кинопрокатом. Интересные режиссерские и актерские работы, которые можно обсудить в кругу единомышленников. Известные кинематографисты и критики в качестве приглашенных гостей. Всё это предлагает зрителям киноклуб «Нефть». Пять лет назад автор проекта Андрей Алексеев решил соединить бизнес и искусство. Накануне первого юбилея клуба мы поговорили с Андреем о том, насколько коммерчески успешным может быть показ авторского кино в провинции. А также о том, как родилась идея снять собственный документальный фильм «Мы объявляем вам Весну!», который клуб представит в свой День рождения – 1 апреля.

Андрей, открывая пять лет назад киноклуб «Нефть», ты в шутку сказал: главное для стартапа – продержаться первые три года. А серьезно, ты тогда верил, что история продлится все-таки дольше и вы отметите как минимум 5-летний юбилей?
Конечно, мы верили в это! Иначе какой смысл открывать киноклуб? Понимаю, что этот поступок казался безумным на фоне тогдашнего кризиса, но надежда на успех у нас была. Все-таки до этого я ни один год проработал в сфере ярославского кинопроката и знал, что аудитория у альтернативного кино в нашем городе есть. Были свои риски: расположение кинотеатра на окраине и узкий формат – мы сознательно отказались от блокбастеров, самого кассового контента. Но уже первый год работы показал, что сложилась достаточно устойчивая конструкция. И вот пять лет, как мы продолжаем гнуть свою линию.

В форме блица хочу попросить тебя подвести итоги этих первых пяти лет. Что ты считаешь самой большой удачей?
Что среди наших гостей были кинематографисты мирового уровня – Юрий Норштейн, Андрей Звягинцев, Борис Хлебников… Мы счастливы, что принимали их у себя!

А самым серьезным разочарованием?
Что наш летний проект «Кинопарковка» – с просмотром фильмов из автомобиля – провалился. Люди не оценили идею, а спустя время пошли звонки с вопросами о ближайших показах «Кинопарковки». Но мы не планируем возвращаться к данному формату.

Что стало самым очевидным?
Что пять лет назад, открыв клуб на свой страх и риск, мы всё сделали правильно!

А самым непредсказуемым?
История с прокатом фильма «Матильда». Религиозные фанатики попытались накануне показа сжечь киноклуб! Только два кинотеатра в стране тогда пострадали от фанатиков – наш и в Екатеринбурге. В Екатеринбурге вообще всё фойе было сожжено. У нас пытались забросать клуб бутылками с зажигательной смесью, но сумели только закоптить окна. Хулиганы были задержаны спецслужбами, их лидера даже наказали. А в дни показа фильма полиция с собаками проверяла здание ДК «Нефтяник» и охраняла нас от возможных инцидентов. Конечно, мы навсегда запомнили те дни!

Самое главное желание сегодня…
Продолжать дальше! Развиваться и расширяться! Делать новые проекты, в том числе на новых площадках.

Скажи, как и почему у тебя вообще появилось желание создать свой киноклуб? Что повлияло – стремление ни от кого не зависеть, невозможность реализовать свои проекты в качестве наемного сотрудника, ты просто перерос уровень компании, в которой работал?
Рано или поздно каждый сознательный человек больше не хочет «работать на дядю». И у меня однажды тоже наступил такой момент. Кроме того, в кинотеатре «Родина», где я работал арт-директором, периодически возникали разногласия с коммерческим отделом по поводу репертуарной политики, которую я проводил. Руководству не нравилось, что мы разбавляем ширпотреб блокбастеров и масскульта показами не кассового авторского и фестивального кино. И как-то мне было брошено: «Вот будет у тебя свой кинотеатр – там и будешь крутить всё что захочешь!» Эта прекрасная фраза и запустила всю последующую цепочку событий в моей жизни, я считаю. Сегодня я очень благодарен за этот «заданный вектор развития». И хотя сегодня мы работаем в скромном кинозале на окраине города, тем не менее за эти пять у нас сложилась своя репутация, своя аудитория, и мы не отступаем от выбранного формата и своих принципов.

Каких средств и времени потребовал запуск проекта?
От момента замысла до открытия клуба прошло примерно полгода. Время ушло на поиск площадки, на участие в муниципальных торгах – кинозал в ДК «Нефтяник» был и остается муниципальной собственностью, и необходимо было соблюсти ряд процедур. Ну а главное – мы искали деньги для запуска проекта. Часть средств была взята в кредит, часть – взаймы у друзей, часть – из личных накоплений участников команды. Кроме того, на первом этапе нам помог один инвестор, он вложил примерно треть необходимых денег, что и позволило запустить проект в довольно короткий срок.

Открытие клуба пришлось ведь на самый на пик экономического кризиса…
Да. В марте 2014 года, как раз когда мы закупали оборудование для кинозала, доллар и евро подскочили примерно в два раза, нефть на столько же подешевела, шла война на Украине… А самое ужасное: тогда казалось, что вся экономика России летит в тартарары, и не только наш клуб, но и вообще всё в стране может рухнуть…

Что вам дало тогда силы не отказаться от своих планов?
То обстоятельство, что мы во всё уже ввязались. Все кредиты были взяты, оборудование закупалось, обязательства приняты. Обратного пути не было!

Накануне открытия пять лет назад ты говорил: «Цель нашей команды – предложить значимую культурную идею, которая стала бы еще и коммерчески успешным проектом. Мы рискнем доказать, что соединение бизнеса и искусства возможно!». Сегодня клуб окупает себя, приносит прибыль?
Прибыль пока не приносит. И пока еще не удалось вернуть все вложенные на старте личные деньги. Сейчас мы работаем «в ноль»: вырученных средств хватает на зарплату сотрудникам, аренду зала и прокатную плату. Расходы в этом бизнесе очень серьезные, лицензированный кинопоказ – дело затратное. Важной поддержкой для клуба стало его включение в состав Европейской ассоциации кинотеатров (Europa Cinemas) в 2016 году – это дает возможность получать регулярную материальную помощь от Евросоюза (при этом мы как коммерческое предприятие не являемся иностранным агентом).

А что, на твой взгляд, больше всего привлекает в «Нефти» – возможность посмотреть фильмы, которые больше нигде не покажут, или атмосфера, ощущение, что ты попадаешь в окружение «своих»?
Кто-то приходит, потому что нигде больше не увидеть на большом экране то кино, которое показываем мы. Но большинство привлекает именно возможность посмотреть фильм в окружении «своих». Мы устраиваем из просмотра некое событие – с дискуссиями, встречами с режиссерами и критиками… Возможность поговорить с единомышленниками, обсудить то, что для тебя важно – это большая редкость по нынешним временам. «Нефть» – одна из тех площадок, где такое живое общение возможно!

Репертуарную политику клуба определяешь ты?
Иногда в соцсетях мы проводим опрос: хотели ли бы зрители, чтобы в «Нефти» появилось то или иное кино – по результатам принимаем решение. Но основная часть репертуара выбирается лично мной. При этом я, конечно, ориентируюсь и на мнение критиков, и на фестивальную судьбу фильма, но также и на свое собственное понимание, свое представление о том, что будет интересно зрителю. Иногда фильм может просто не совпадать с ментальностью российского зрителя, и в этом случае он обречен на провал.

Вам удается приглашать довольно известных режиссеров, актеров, критиков… Чем их привлекают эти встречи в небольшом провинциальном киноклубе?
Понятно, что в провинцию никто активно не стремится. В столице – огромное число культурных событий, движений, и творческие люди как раз стекаются из провинции туда. Но, тем не менее, нам удается заинтриговать именитых гостей нашими просмотрами. Им хочется увидеть культурную жизнь в регионах, и нам мало кто отказывает. Хотя в последнее время всё сложнее кого-то вытащить, потому что возникают какие-то дополнительные факторы, препятствующие приезду. Например, режиссер фильма «Завод» Юрий Быков, который уже дал согласие приехать, в последний момент изменил свое решение из-за проблем с прокатом. Фильм проваливался, и Быков отказался ездить по городам в рамках продвижения своей картины. Хотя, казалось бы, логичнее сделать наоборот, но… Или недавно мы обсуждали возможный приезд к нам Алексея Серебрякова по случаю выхода на экраны фильма «Ван Гоги». Планировался промотур с участием Серебрякова и режиссера картины Сергея Ливнева. Но в последний момент всё отменилось, поскольку Серебряков опять что-то наговорил в соцсетях, вызвав этим волну гнева, после чего он просто уехал в Канаду к семье, переждать там какое-то время.

А в ближайшие годы не планируешь ли ты приглашать в «Нефть» режиссеров, актеров и прочих звезд из-за рубежа?
Это было бы, конечно же, круто! Но бюджет пока не позволяет. А вообще, западные звезды сейчас объезжают Россию стороной. К сожалению, мы находимся на периферии мирового культурного процесса, и интереса к нам мало, особенно к регионам.

За эти пять лет ты прошел путь от человека, который только показывает кино, до автора собственной картины. И первый юбилей клуб «Нефть» отмечает премьерой документального фильма «Мы объявляем вам Весну!», который вы сняли вместе с Марией Сандлер. Это такое логичное продолжение твоей линии жизни?
Да. Можно долго показывать кино, но рано или поздно ты захочешь его снимать сам. Конечно, подобное происходит не с каждым. Но для того, кто глубоко погружен в тему и влюблен в кино – это логичный шаг. И я к этому пришел. С режиссером Машей Сандлер мы решили начать с документальной ленты, которая не требует большого бюджета. Фильм связан с историей нашего города и людьми, живущими здесь. Сначала планировалось посвятить картину тому периоду, который с легкой руки политтехнологов стали называть «ярославской весной». Но в процессе работы замысел расширился. Мы охватываем последние тридцать лет ярославской истории с 1988 года. И делаем акцент не только на политике, но и на общественной, культурной, творческой жизни города, о которой рассказывают сами ярославцы. Слово «Весна» в названии фильма пишется с большой буквы – как понятие, означающее особое состояние, которое время от времени проявляется в судьбе нашего города.

Ты говорил, что изначально скептически относился к идее снять свой фильм, полагая, что для этого нет ни ресурсов, ни умений. Как в процессе работы решались проблемы с ресурсами и умениями? Обращались ли вы за помощью к профессионалам?
Благодаря собранным с помощью краудфандинга деньгам мы смогли профессионально выполнить монтаж, звуко- и цветокоррекцию фильма, заказать у хороших дизайнеров промопродукцию. А знания и умения пришли в процессе работы. Конечно, мы консультировались со специалистами и по поводу режиссуры, и по поводу продюсирования. Всё оказалось не столь сложным. Главный наш вывод: никогда не нужно ждать лучших времен. Лучшее время – здесь и сейчас! Бери и делай!

Сколько интервью вы записали для фильма?
Полноценных интервью получилось семнадцать. Примерно столько же мы отсняли небольших комментариев, в том числе на улицах города. Из этих записей сложилась картина продолжительностью 1 час 20 минут – настоящий полнометражный фильм.

Процесс не затянул тебя настолько, чтобы попробовать снять игровое кино?
Игровое кино – совсем другое искусство. Я бы не советовал за него браться кому попало. И самому себе бы не советовал. По крайней мере, я не готов за это взяться… Пока не готов. Но, конечно, никто не знает, что случится с нами через пять лет!