Спектакль Маскарад маркиза де Сада
Остроумная и остро поставленная пьеса о судьбе скандально известного маркиза.
Спектакль «Маскарад Маркиза де Сада» по пьесе известного журналиста и писателя Андрея Максимова – яркая театральная фантазия на темы взаимоотношений творца и власти, гения и подражателей, об одиночестве и славе, свободе и любви – звучит, как это водится у Виктюка, актуально и универсально одновременно. Ироничная, остроумная и остро поставленная пьеса о судьбе скандально известного маркиза, о котором все всё знают и, по сути, не знают ничего, посаженного на 17 лет в тюрьму и подмененного поверхностным подражателем инспектором Маре, задает философско-житейские вопросы с эмоциональным размахом – от фарса до высокой трагедии. Удастся ли герою вырваться из лап «сильных мира сего», удержаться от соблазна «быть своим» и «быть рядом»?
Тема творца и власти звучит сегодня особенно оглушительно. И вечный вопрос: «Кто кого?». Вопрос без ответа.
Новый взгляд на любовь и отношения мужчины и женщины представлен с точки зрения самого маркиза, его возлюбленной Лакосты, революционерки Жюстины, инспектора Маре и остальных героев. Философские проблемы решаются в музыкальном сопровождении The Tiger Lillies. По словам Романа Виктюка, он долго находился в поисках такого текста для спектакля, и воплотил его мечту именно Андрей Максимов.
В спектакле задействованы ведущие актеры Театра Романа Виктюка: Дмитрий Бозин, Александр Дзюба, Екатерина Карпушина, Людмила Погорелова и Иван Никульча.
Отзывы о «Маскарад маркиза де Сада»
В этом спектакле Виктюка все оказывается не тем, чем казалось на первый взгляд.
Охранник – поклонником, слуга – возлюбленной, развратник – любящим мужем, а главный противник и вовсе давно потерял себя, притворяясь тем, от кого он защитил общество.
А общество… люди, которое требовали заточить маркиза в тюрьму, в тайне зачитываются его романами и мечтают о всех тех безумствах, которые так сладострастно описывает де Сад.
Острый, провокационный, невероятно смешной и при этом грустный спектакль о порочном лицемерии.
Ну и конечно, все это так невыразимо красиво…
Для своего знакомства с Театром Романа Виктюка я выбрала спектакль «Маскарад Маркиза де Сада», и не могу оценить, хороший это выбор или нет. Я множество раз слышала о сложности восприятия постановок Виктюка, об их специфичности и о том, что они «на любителя». Разберемся по порядку, что может «отпугнуть» неподготовленного зрителя, а что – привлечь?
Кто такой маркиз де Сад, знают, наверное, все. Но связывать его только с садизмом, названным его именем, было бы неверно. Прежде всего, он был писателем и философом, решившимся противостоять власти. Что из этого вышло, и представлено нам в спектакле. По пьесе Андрея Максимова, действие происходит в революционной Франции в 1794 году.
Маркиз де Сад (Дмитрий Бозин) уже не первый год сидит по тюрьмам за непокорность властям и развратное поведение. Условия, впрочем, не так плохи: камера велика, обставлена достаточно богато, к маркизу приставлен верный слуга Латур (Людмила Погорелова), но она остается камерой, о чем и напоминает маркизу новый охранник Огюстен (Иван Никульча). Огюстен, кстати, прямо-таки рвался стать охранником скандально известного маркиза, чтобы иметь возможность участвовать в его оргиях. А маркиз, раздраженный столь примитивным желанием Огюстена, еще в начале пьесы задается вопросом: действительно ли он сам искренен или играет некую роль? Вероятно, роль – ведь перед приходом посетителей слуга даже гримирует его – придает лицу усталый и болезненный вид.
В финале перед нами остается только маркиз де Сад – одинокий, всеми оставленный, никем не понятый, какой он и есть на самом деле. Кто вокруг? Только слуги, героев нет, и головы всем нужно усовершенствовать. А пока вокруг одни слуги – не получается его пьеса, и не получится никогда. А потом все его окружение вновь предстанет перед ним и спросит – может ли он жить без этого карнавала? Ответа нет – но, наверное, нет, слишком привык к своей маске.
Спасибо огромное всем создателям спектакля и артистам, но особенно Андрею Максимову, переосмыслившему образ маркиза, Роману Виктюку за оригинальную режиссуру (кажется, что поставить эту пьесу на сцене мог бы только он) и Дмитрию Бозину за великолепнейшую подачу образа де Сада, это было восхитительно.
Отвечая на вопрос, который я задала выше - костюмы, подача артистов, сама концепция постановки могут вызвать у зрителя резкое неприятие. Но если попытаться понять Мастера, вникнуть в то, что он хотел сказать, понимаешь, что его спектакли необычайно глубоки и философичны. Поняла, что нужно посмотреть у Виктюка еще несколько спектаклей, чтобы проникнуться его творчеством. Примерный список уже набросала ;)