Спектакль Мелкий бес

Дата премьеры: 1 марта 2019

Самый известный роман главного мистика литературы Серебряного века Федора Сологуба «Мелкий бес» главный волшебник театра XXI века Роман Виктюк ставит как магическую расшифровку колдовских букв и слов. Настоящий творец – единственный, кому подвластно менять реальный мир по своей воле. Этим владел автор романа, владеет этим и Виктюк. К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды – в Таллинском театре и в Московском театре «Современник», где спектакль имел бешеный успех у публики.

Третье обращение великого мастера режиссуры к великому тексту несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. Нашему миру сейчас отчаянно не хватает познания себя и стремления к гармонии, поэтому и возникнет на сцене Театра Романа Виктюка новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной. И это зрители увидят собственными глазами.

Отзывы о «Мелкий бес»

Алла 17 февраля, 01:03

В тихом омуте черти водятся. Тем более в мелком, блеклом и гнусненьком. Это характеристика не только учителя словесности Ардальона Передонова (Дмитрий Бозин), но и городка, в котором главный герой постепенно сходит с ума. За безумцем следует его неизменный спутник – бес Недотыкомка (Алексей Галкин).
Спектакль начинается с исповеди Передонова (перед самим собой ли, перед Богом ли, перед собственной ли совестью?), где он первый раз предстает перед зрителем человеком. Второй и последний раз мы увидим его человеческое лицо, искаженное диким криком. Совершив убийство, потеряешь душу и человечность навсегда. Стоя на своем шатком постаменте, с закрытыми глазами, раскинув руки, как бы ища опоры перед грозой подступающего безумия, Ардальон повествует о «лихе», которое поджидало его еще у колыбели. Монотонный, заунывный монолог затягивает и персонажа, и зрителей в беспросветную пучину мнительности, самолюбия, страха, эгоизма, кичливости и жестокости. Протянутые в стороны руки ищут соломинку, но вместо нее пустая, глухая к исповеди сцена и одинокие развалины небесного храма на фоне. Не находит Передонов в пустом, холодном пространстве спасительной соломинки и стаскивает его в бездну мракобесья Недотыкомка.
Негде найти спасения в этом городке никому – ни Ардальону с его мелочной и страшной своей мелочностью душонкой, ни его сожительнице Варваре (Екатерина Карпушина), ни даже светлому мальчику Пыльникову (Игорь Неведров). Вокруг одни бездушные двухцветные маски лишь с прорезями для глаз, да бесовские кривляния и пляски сводниц и сводников, завистников и стяжателей.
Талантливо, до болезненного душевного отклика поднята тема издевательства над слабым. Велосипед – символ беззаботного детства здесь перевоплощается то в гнет оскорблений и издевательств Передонова, которые железным рулем прижимают несчастного Пыльникова к полу, то в страшный точильный камень, к которому вот-вот Передонов прижмет щеку ненавистного ученика.
И вдруг, благодаря мастерству режиссера, Ардальон из мучителя превращается в раболепно лебезящего подхалима, поднятого над сценой и дрожащего на такой высоте, явившись «пред очи» начальства.
Все два часа спектакля зритель становится свидетелем того, на какие метаморфозы, извращения и падение способна человеческая душа. И это возможно только благодаря полной отдачи актеров и гениальной режиссуре Романа Виктюка.

Ия Ия 31 января 2023, 01:41

Когда школьный учитель постепенно сходит с ума – такой процесс трудно увидеть сразу и ясно – но у нас, например, есть оптические инструменты ночного вИдения- театр, а в нем Дмитрий Бозин. Покажут, если хотите, как оно бывает.
Передонов в пьесе Ф. Соллогуба- злой и жалкий. А в театре Виктюка Передонов Бозина пострашнее Недотыкомки (Алексей Галкин) будет. Лихо – неприятное и надоедливое, конечно. инфернальный Ванька-дурачок, да и только.
А дальше как в анекдоте.
«Новый учитель географии боится зайти в класс. Директор обучает – Сначала их надо ошеломить, потом заинтересовать»
«Это как?» учитель молодой спрашивает
«А покажу» - директор старый отвечает.
Заходят в класс, а - там полный бедлам, между прочим»
Точно. Увидев парней с великами на фоне бумажного греческого храма, помятого, но вполне совершенного, мы приободрились, но не ошеломились. Будут ли танцы? Которых мы всегда хотим.
«Сегодня – директор объясняет - будем натягивать гандон на глобус
- а что такое глобус? спрашивают дети
А вот это вам объяснит новый учитель географии»
Итак, Учитель Передонов (Дмитрий БОзин) здесь, и он нам все-все объяснит и про глобус в том числе.
Однако учитель внезапно и ловко вскочил на тренажер, , проговоривая свои травматичные реплики так соблазнительно и страшно, что челюсти отпали у учеников, мы, школьники (зрители) замерли и вслушались в текст. Нереалистично-гибкий позинг актера Дм. Бозина буквально принуждает к внимательности. Кобра Передонов покачивается под свою же музыку и сверкает синими очами (это не глаза). Тогда как Недотыкомка – милый мальчик-побегайчик в сравнении со своим медиумом - отдыхает.
«Сама княгиня Волчанская обещала Варе, уж это наверное. Как только, говорит, выйдет за него замуж, так я ему сейчас же и выхлопочу место инспектора.»
« Само собою, за тебя, Ардальон Борисыч, всякая пойдет» И то правда. И вот они, невесты.
Три девушки в белых одеждах, красивые, разные, человечные, замуж за нелюдя хотят выйти. Тогда как Передонову инспектором хочется стать, а не жениться.
Интрига разворачивается нешуточная. Варвару - сожительницу учителя - играет Екатерина Карпушина, хорошо она получается у нее. Инфернальная, злая и крупная.
Тогда как юный красавчик- гимназист Пыльников (Игорь Неведров) – образ настолько нежный и совершенно по вкусу Федора Кузьмича Соллогуба – белый, припудренный, скромный, на других непохожий. Мне кажется, что слова Людмилы (Мария Матто) в пьесе – авторские, важные.
«Люблю красоту. Язычница я, грешница. Мне бы в древних Афинах родиться. Люблю цветы, духи, яркие одежды, голое тело. Говорят, есть душа. Не знаю, не видела. Да и на что она мне? Пусть умру совсем, как русалка, как тучка под солнцем растаю. Я тело люблю, сильное, ловкое, голое, которое может наслаждаться»
В основу мистического сюжета, кстати, легли реальные впечатления и события. Жил да был когда-то такой учитель, прототип Передонова, и закончил жизнь в психушке. В пьесе же еще серьезней все и страшнее.
История с маскарадом тоже настоящая и очень яркая. Красиво и остро поставлен макабрический карнавал, и к финалу подводит естественно, за руки, за ноги, за голову тянет и сердце прихватывает.
Про отсылки к художникам, поскольку они есть. Начало 20 века - костюмы в знакомых красках Казимира Малевича - и середина эпохи. В одной из сцен Д. Бозин, наверное, «Крик» Мунка имитирует, и это лицо, искаженное безмолвной гримасой ужаса, иллюстративно и соответствует, но вдруг мне видится другая картина, поздняя и другого художника, в красном «священническом» одеянии портрет папы Иннокентия Френсиса Бэкона, да, цвет другой, но лицо и эмоция имеют еще больше соответствий.
Еще в постановке звучит почти лейтмотивная песня, и именно сейчас она так хорошо заходит (мне), что и сказать нельзя.
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно
Цитирование увлекает.
P.S.Мне бы, главное, не хотелось, чтобы она была сухопарая, — с тоскою в голосе сказал Передонов. — Жирненькую бы мне.
« она была ему нелюбопытна, как все предметы, с которыми не были кем-то установлены для него приятные или неприятные отношения»
Отношения с предметами – это же супер-современная мысль.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «Мелкий бес»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма