Памяти Владимира Яковлева. Бывает сон как зренье...

Оценка редакции

Выставка к 80-летию одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.

Организаторы о выставке:

«Владимир Яковлев (1934–1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники советского неофициального искусства — Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи. Название выставки — «Бывает сон как зренье...» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).

Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов — после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо — и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи — в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графические работы Пикассо из собрания парижского музея с тем же мотивом — в частности, «Кошку, пожирающую петуха» (1953).

Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. «Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае — история искусства) лишь повод для нового высказывания», — пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <...> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений».

Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже. Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии — из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. «... Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, „внутреннее“ видение, компенсировавшее физический недостаток», — вспоминает Янкилевский.

Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.

К выставке приурочено издание альбома «Бывает сон как зренье ...», 160 страниц, М.: Сканрус, 2014, составитель — Александр Кроник».

Отзывы о «Памяти Владимира Яковлева. Бывает сон как зренье...»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке «Памяти Владимира Яковлева. Бывает сон как зренье...»

Другие выставки / живопись