Афиша выставки Ремонт старых кораблей в Москве

Оценка редакции

Диалог старого и нового искусства, игра с перспективой музыкальной традиции, поиск точек пересечения эпох и стилей — таков круг сюжетов кураторской программы «Ремонт старых кораблей», которая будет представлена в Доме культуры «ГЭС-2» с сентября по декабрь 2023 года. Ее герои — на первый взгляд совершенно непохожие друг на друга композиторы, принадлежащие четырем столетиям истории музыки, с XVIII по XXI: стирая барьеры между классическим и актуальным, все они соединяют различные исторические и социальные измерения через кроличьи норы искусства, сшивают времена — и одновременно вступают в резонанс с нашей собственной эпохой, помогая разобраться в ее акустике.

Объединенные «общим множителем», о котором писал когда-то поэт Велимир Хлебников в стихотворении «Я не знаю, Земля кружится или нет» (1909), открывающем программу, концерты «Ремонта старых кораблей» складываются в единое повествование. Связи между семью его частями специально разомкнуты так, чтобы их можно было достраивать самостоятельно. В этом зрителю помогут оркестры Questa Musica и Pratum Integrum, ансамбли Speech Quartet и N’Caged, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Юрий Фаворин. Программу открывают выступления ведущих российских дирижеров среднего поколения: Федор Леднёв продолжит начатую в прошлом сезоне ревизию симфоний Густава Малера и наследия «Общества частных музыкальных представлений» Арнольда Шёнберга, Филипп Чижевский проведет второй концерт из полного цикла симфоний Людвига ван Бетховена.

Четвертая симфония Густава Малера (1900) — едва ли не самый ранний образец музыкальной неоклассики: вплотную подходя к границе нового и новейшего времени, композитор воскрешает мир венского классицизма и раннего романтизма. Совсем скоро от его строгости и цельности останутся одни осколки — камерная версия Четвертой, созданная в 1920-е для концертов «Общества частных музыкальных представлений», фиксирует последствия Большого взрыва, окончательно разрушившего реальность, по которой Малер ностальгировал в оригинальной партитуре. Уже на излете ХХ века тоска художника-модерниста по романтической утопии станет ключевой темой творчества лидера послевоенного итальянского авангарда Луиджи Ноно: она особенно ясно слышна в масштабном вокальном цикле Quando stanno morendo (1982), написанном на тексты Велимира Хлебникова, Александра Блока и Бориса Пастернака — в рамках «Ремонта старых кораблей» он прозвучит в исполнении вокального ансамбля N’Caged под управлением Арины Зверевой.

«Постоянно раздвигать границы допустимого, испытывать традицию на прочность (иногда — на разрыв)»: так сформулировала кредо Людвига ван Бетховена музыковед Лариса Кириллина. Третья «Героическая» симфония (1803) — манифест авангардиста ХIХ века, который стремится к радикальному обновлению языка, форм, жанров, но одновременно ассимилирует традиции прошлого, «виртуозно поворачивая их совершенно неожиданными сторонами». Схожим образом почти три столетия спустя поступает Александр Рабинович-Бараковский — один из важнейших героев позднесоветской музыкальной сцены, после эмиграции в 1974 году фактически преданный на родине забвению. Концертная симфония для фортепиано с оркестром «Заклинания» (1996) выглядит квинтэссенцией его стиля: расхожие идиомы и клише классико-романтического репертуара композитор превращает в повторяющиеся орнаменты, развивая идеи Стива Райха и Филипа Гласса. Но если практики американских минималистов вдохновлены восточной философией, то музыка Рабиновича-Бараковского — феномен плоть от плоти западного искусства: прямой наследник Листа и Рахманинова, он продолжает практически исчезнувшую сегодня традицию виртуозного письма композиторов-пианистов.

Работа с узнаваемыми художественными моделями, с универсальными механизмами культуры, присвоенными и пересобранными заново, растворение чужого материала или собственное растворение в нем: сформулированная и последовательно реализованная в середине ХХ века Игорем Стравинским, творческая стратегия «ремонта старых кораблей» оказала решающее влияние на формирование нескольких поколений современных российских композиторов — от Юрия Красавина, чей 70-летний юбилей Дом культуры «ГЭС-2» отметит авторским концертом, Леонида Десятникова и Виктора Екимовского до Антона Светличного: мировая премьера его нового сочинения состоится на заключительном концерте программы. Своеобразной премьерой станет и исполнение балета «Аполлон Мусагет» самого Игоря Стравинского: оркестр Pratum Integrum впервые в России сыграет его на исторических инструментах, нейтрализуя ностальгию Стравинского по золотому веку европейской музыки от Люлли до Чайковского — и обнажая модернистскую природу этого неоклассицистского шедевра.

Фотография обложки «Ремонт старых кораблей». Название изображения Московский ансамбль современной музыки. Источник m-c-m-e.ru.

Отзывы о «Ремонт старых кораблей»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / инсталляция