Десять самых занятных фильмов Московского кинофестиваля. 

«Эйзенштейн в Гуанахуато»

Нидерланды — Мексика — Финляндия — Бельгия — Франция, 2015. Р: Питер Гринуэй

В имевших место восьмимесячных каникулах советского классика в Мексике (сопровождает Сергея Михайловича юный Григорий Александров) Питера Гринуэя в первую очередь занимает чувственный, а конкретно — гомосексуальный аспект. Есть где разгуляться. В кадре создатель «Броненосца «Потемкина» большей частью резвится без штанов. Его, 33-летнего, лишает девственности симпатичный абориген. И это только цветочки. Спорно, но занятно — что, впрочем, можно сказать про любой фильм неугомонного экспериментатора Гринуэя, который регулярно декларирует, что кино умерло, и за милую душу продолжает снимать. 

«Милый Ханс, дорогой Петр»

Россия — Германия — Украина, 2015. Р: Александр Миндадзе

История выстраданной мужской дружбы немецкого и русского инженеров, попадающих в жернова истории (немца, который в СССР в командировке, обвиняют в диверсии на заводе). В какой-то момент судьба режиссерского фильма Миндадзе, одного из лучших российских драматургов, была под вопросом. Взволнованный заявленной в сценарии темой предвоенных советско-германских отношений (и впрямь неоднозначных), Минкульт отказал проекту в финансировании.

«Citizenfour: Правда Сноудена»

США — Германия, 2014. Р: Лора Пойтрас

Полноценный документальный триллер, посвященный известному политическому скандалу и его главному фигуранту. Лора Пойтрас была одним из двух журналистов, которым Эдвард Сноуден доверил извлеченные с секретных серверов ЦРУ файлы с компроматом. Под прессингом властей эмигрировала в Германию. Премия «Оскар» за лучшее документальное кино.

«Страна Оз»

Россия, 2015. Р: Василий Сигарев

Приключения молодой провинциалки в праздничном мегаполисе. Традиционная лютость российского авторского кино о том, как все плохо (Сигарев — один из наиболее последовательных авторов этой волны), причудливо встречается с безбрежным оптимизмом «Елок». Получается на удивление убедительно. Приз за лучший сценарий на «Кинотавре».

«Пазолини»

Франция — Бельгия — Италия, 2014. Р: Абель Феррара

Последние дни из жизни одного анфан террибль мирового кинематографа, запечатленные другим — тоже автором непростой судьбы. Трогательное общение с родней; визит на политический митинг; творческие муки. И, закономерно, обстоятельно снятые сцены похищения и убийства. Актерский подвиг Уиллема Дефо.

«Ангелы революции»

Россия, 2015. Р: Алексей Федорченко

СССР, 1930-е годы, кураж революции успел схлынуть, но романтики еще остались: богемные друзья — кинорежиссер, поэт, художник и актер — отправляются на Русский Север просвещать культурно непуганых аборигенов. Инициатива встречает некоторое сопротивление на местах; придется давить. Возможно, лучший фильм большого выдумщика и затейника Алексея Федорченко, визуально вдохновленный русским авангардом.

«Взгляд тишины»

Дания — Финляндия — Индонезия — Норвегия — Великобритания, 2014. Р: Джошуа Оппенхаймер

Второй (после «Акта убийства») фильм 40-летнего американца, посвященный резне в Индонезии в середине 1960-х годов, теперь демонстрирующий события с точки зрения жертв, а не палачей — еще более яркий, страшный и поучительный. Образцовая документалистика.

«Рыцарь кубков»

США, 2015. Р: Теренс Малик

Злоключения лос-анджелесского сценариста, у которого проблемы с ворами (стащили из квартиры приличный пиджак) и женщинами; те рвут героя на части. Простота фактуры, особенно на фоне «Древа жизни», обманчива. Фильм сложен, многословен (много цитат из Платона) и открыт для претензий в том, что Малик в последнее время берет не качеством, а количеством — звезд первой величины, визуальных красот, собственно фильмов. Но посмотреть и сделать выводы самому определенно стоит.

«Наш запах»

Франция, 2014. Р: Ларри Кларк

72-летний автор «Деток» и «Кен Парка» — по обыкновению о том, легко ли живется молодым, правда, на сей раз не в США, а в Париже (Кларк готовил там художественную выставку, познакомился с местными скейтбордистами и их же по обыкновению пригласил сниматься). Тут есть все, за что Кларка любят и ненавидят. Криминал, наркотики, секс на грани порно, упадок, надежда, истинная страсть, разочарование. Плюс, странным образом, вера, что не все еще потеряно, даже когда потеряно вроде бы все.

«Такси»

Иран, 2015. Р: Джафар Панахи

Трагикомическая хроника одного дня из жизни иранского таксиста (в главной роли — сам великий иранец Панахи, живущий на родине под домашним арестом). Едва ли не с каждым новым пассажиром картина меняет жанр: то мелодрама, то комедия. Действительно хорошее, не по-фестивальному развлекательное кино.