Не милый «Ханс»: раздача наград на кинофестивале не обошлась без сюрпризов.

«Золотой Георгий»

«Лузеры»

Болгария, 2015. Р: Ивайло Христов

Сонный покой провинциального болгарского городка нарушен: кажется, все население от мала до велика и уж точно четверо главных героев-старшеклассников ждут приезда наимоднейшей столичной рок-группы «Кислород». Симпатичная, но не более того, черно-белая зарисовка на тему, легко ли быть молодым, прежде всего понравится ценителям Болгарии; у Бродского будто про нее: «Прекрасная, но бедная страна». Совсем не факт, что фильм, несмотря на награду, дойдет до российского проката — с картинами-финалистами ММКФ такое бывает. Большинство критиков ставили на «Милого Ханса, дорогого Петра», но самый, кажется, сильный фильм конкурсной программы не получил ничего вообще.

Специальный приз жюри

«Арвентур»

Россия, 2015. Р: Ирина Евтеева

Эстетически привольная экранизация рассказов романтика Александра Грина: в первой новелле герои, как кэрролловская Алиса в Страну чудес, попадают прямиком из нищего и голодного Питера 1920-х в психоделическое царство. Во второй, где можно, в частности, увидеть Сергея Дрейдена, загримированного под древнего китайца, — скорее уж наоборот. Изящнейшая вещица, по обыкновению сделанная искусницей и рукодельницей Евтеевой на стыке игрового кино и анимации.

Лучшая режиссура

«Росита»

Дания, 2015. Р: Фредерикке Аспек

Рыбак-вдовец, мужчина в годах, выписывает себе в жены молодую филиппинку. У той, однако, приключается роман с его сыном. Очень скандинавское кино: болезненный сюжет, где у всех персонажей нервы поверху, соседствует с подмороженной отстраненностью авторского взгляда. В свое время Фредерикке Аспек получила приз за короткометражку в Каннах, а в 2011-м была представлена там в конкурсе.

Лучшая мужская роль

Ербекулан Даиров, «Шлагбаум»

Казахстан, 2015. Р: Жасулан Пошанов

История странных взаимоотношений юного мажора и начинающего нищего боксера, сторожа при богатом доме (они встречаются у шлагбаума) на въезде в подземный гараж. История короткая (63 минуты), аскетичная (крохотный, $10 000 c хвостиком, бюджет), жесткая и остроумная. В числе прочего дает понять, что казахские кинематографисты в курсе мирового кинопроцесса и внимательно отсматривают, например, новинки от Николаса Виндинга Рефна.

Лучшая женская роль

Елена Лядова, «Орлеан»

Россия, 2015. Р: Андрей Прошкин

Выполненная в несколько перестроечном духе фантасмагория. В провинциальный русский город с американским названием, населенный живописными негодяями всех мастей (Лядовой достался яркий образ парикмахерши) прибывает Мессия в искрометном исполнении Виктора Сухорукова. За кадром — уместный декадентско-демонический саундтрек от любимых в России Tiger Lillies.