22 января наконец-то состоится российская премьера фильма «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который громко прошумел в августе на открытии Венецианского кинофестиваля.

Иньярриту — один из знаковых режиссеров современной Латинской Америки, ну разве что сразу хочется назвать еще триумфатора прошлого года, который «унес» статуэтки почти со всех мировых фестивалей за картину «Гравитация». Речь об Альфонсо Куароне. А упомянут он не случайно, ведь в основе этого успеха — работа с талантливым оператором Эммануэлем Любецки, чьей следующей работой как раз и стал «Бёрдмэн». Это была первая совместная работа с Иньярриту, сейчас они уже работают над второй — «Возвращенцем» с Томом Харди и Леонардо Ди Каприо в главных ролях. До этого режиссер снимал с другой командой, только в союзе с оператором Родриго Прието и сценаристом Гильермо Арриага, а результаты трудов говорят сами за себя — дебютная полнометражная картина «Сука-любовь» 2000 года стала сенсацией в мировом кинематографе, а также получила бесчисленное количество наград. Мехико-Сити, три новеллы, разные судьбы и истории, объединенные присутствием в каждой из них собак, автомобильной аварией, личными трагедиями, жестокостью, иногда зашкаливающим натурализмом.

С перерывом на участие в киноальманахе, посвященном трагедии 11 сентября, снимает второй фильм — «21 грамм», задавая вопрос: «Сколько же весит человеческая жизнь?» В этом фильме уже нет мексиканской действительности, здесь Соединенные Штаты, но продолжается тема фатальности, герои проходят испытания смертью близких и пытаются жить. Меняя локацию, режиссер приглашает уже звездных артистов — Наоми Уоттс, которая, кстати, согласилась сразу, даже не читая сценария, Шона Пенна, Бенисио Дель Торо и Шарлотту Генсбург. «21 грамм» тоже состоит из нескольких новелл, которые хоть и сняты хронологически, но смонтированы не линейно, со всевозможными флешфорвардами и фидбеками, а потому зритель вовлекается особенно, собирая в голове, будто пазл, целостную картину.

В 2006 году Иньярриту завершает трилогию лентой «Вавилон». Скроенная по тем же лекалам (за что не раз была поругана некоторыми критиками), она получилась куда масштабнее, охватив разные части света, местами надуманной и в лоб бьющей банальными пассажами про разобщенность людей в этом мире (это Вавилон, что вы хотели?!), но все же виртуозно собранной и впечатляющей. Между прочим, ради участия в съемках этого фильма и работе с Иньярриту Брэд Питт отказался от одной из главных ролей в фильме «Отступники».

Следующий фильм был признан слабым, увы, несмотря на непогрешимую игру Хавьера Бардема. Его герой промышляет нелегальными делами — пристраивает иммигрантов на работу, один воспитывает двух детей — жена лишена прав опеки из-за проблем с алкоголем и психикой, что не мешает ей спать с его родным братом, а еще он узнает, что ему осталось жить два месяца... Можно сказать, что если ад на Земле существует, то он запечатлен в картине «Бьютифул»... Приятного просмотра!

Вернемся к новому фильму... «Бёрдмэн» — имя супергероя, сыграв которого актер Ригган Томпсон обрел одновременно славу и бремя и отчаянно хочет избавиться от этого амплуа. Это и приводит его на Бродвей для постановки спектакля по пьесе «О чем мы говорим, когда говорим о любви». Его цель — доказать всем и самому себе, что он талантлив и способен на большее.

Так почему же это нужно смотреть:

  • Это очень личный фильм. Переживая творческую ненависть к себе, режиссер справился с внутренним конфликтом, вот как он сам говорит в одном из интервью о том, что побудило на создание этой истории: «Внутри меня живет хронически неудовлетворенный парень, который постоянно твердит, что я делаю все недостаточно хорошо. И я наконец-то дожил до того момента, когда могу сказать ему: “Кто ты вообще такой, чтобы указывать мне, что правильно, а что нет? Это все, что я умею делать!” Мне потребовались годы медитации, чтобы понять, кем был этот внутренний диктатор. До недавних пор я не знал, как с этим справиться и как продолжить снимать кино. Но потом мне в голову пришла идея об актере, который, испытывая те же чувства, пытается вернуться к работе».
  • Новый для режиссера жанр. Перейдя на другой уровень осознания действительности, Иньярриту, очевидно, ощутил необходимость создать что-то абсолютно новое — так, впервые в своей карьере мексиканский режиссер снимает драмеди. С юмором тут полный порядок.
  • Операторская работа. Помните первые 17 минут погружения в космическое пространство в «Гравитации»? — тогда запомните имя того, кто это сделал: оператор Эммануэль Любецки. Как утверждают критики, в «Бёрдмэне» он превзошел себя, сняв фильм будто бы одним непрерывным кадром. Посредством этого приема зритель погружается в сознание главного героя.
  • Театр изнутри. «Бёрдмэн» — поклон всем актерам, восхищение их трудом и преданностью делу! Почти весь фильм разворачивается в камерном пространстве театра, где атмосфера творческой заряженности и закулисных страстей пробивается через экран. Всем актерам, театроведам и особенно студентам театральных вузов и мастереских фильм особенно показан.
  • Актерский состав. Блестяще солирует в картине Майкл Китон, и можно было бы подумать, что роль написана специально для него, ведь все сходится: роли Бэтмена в картинах Тима Бёртона, сделавшие ему когда-то репутацию супергероя, и почти ничего стоящего дальше. Но режиссер утверждает обратное: «Это случайность». Партнеры «по сцене» в исполнении Эдварда Нортона и Наоми Уоттс тоже показывают хороший класс, как и Зак Галифианакис в роли друга и продюсера и Эмма Стоун в образе взбалмошной дочери.

Иньярриту не побоялся «шагнуть» в неизведанное, подобно своему герою, и смог достичь цели — «воспарить».