Если вы сели смотреть какой-нибудь фильм и увидели логотип с деревом, в которое бьет молния, знайте — это продукт Джерри Брукхаймера, одного из самых успешных кинопродюсеров.

Молния, конечно же, не случайна — Брукхаймер делает все, чтобы его проекты были столь же эффектны, как природное явление. Перечислять его хиты рука устанет, так что достаточно назвать «Полицейского из Беверли-Хиллз», «Армагеддон», «Врага государства», «Бар „Гадкий койот“», «Перл Харбор», ну и, наконец, «Пиратов Карибского моря». Добавим, что его фильмы не только коммерчески успешны — согласитесь, шесть «Оскаров», пять «Грэмми», четыре «Золотых глобуса», два десятка «Эмми» говорят о многом. И вот, наконец, в прокат выходит мистический триллер «Избави нас от лукавого», к которому Брукхаймер шел долгие 10 лет…

— Г-н Брукхаймер, почему вы решили взяться за этот проект?

— Все началось лет 11 или 12 назад, когда я прочел роман Ральфа Сарчи «Берегись ночи» и понял, что было бы здорово экранизировать эту интересную, интригующую и страшную историю о нью-йоркском полицейском и священнике, которые расследуют серию чудовищных преступлений, связанных с оккультизмоми одержимостью демонами. И я сразу же выкупил права на книгу. Но только спустя 10 лет сошлись все звезды, и проект стал реальностью.

— Что именно вас привлекло в этой истории?

— Сегодня мы много говорим о кризисе идей — и действительно, все обо всем уже сказано. И поэтому, когда на горизонте появляется неординарная история, хватаешься за нее обеими руками. Я понимаю, что всем кажется, раз я финансирую «Пиратов Карибского моря» или «Принца Персии», то меня интересуют только приключенческие сказки. На самом деле, я постоянно нахожусь в поиске интересных сюжетов, основанных на реальных событиях. Я не мог пройти мимо истории Ральфа Сарчи, крутого и безапелляционного копа из Бронкса, который убеждается, что в основе некоторых расследуемых им преступлений лежит что-то сверхъестественное. Получилось очень любопытное сочетание полицейского и мистического жанров.

— Вы сами верите в сверхъестественное?

— Скорее да, чем нет. Во всяком случае, такие истории будоражат меня, и я всегда любил читать о том, что лежит за пределами нашего сознания. И, в конце концов, верите вы или нет, но нельзя отмахнуться от того факта, что в мире остаются вещи, которые невозможно объяснить наукой и логикой. Если вы верите в паранормальные явления, то наш фильм укрепит вашу веру. Если пока не задумывались о таких вещах — что ж, история Ральфа Сарчи даст почву для размышлений. Ну, а скептики в любом случае получат двухчасовое увлекательное зрелище.

— Г-н Брукхаймер, а какие фильмы вы предпочитаете смотреть?

— Я пришел в кино, насмотревшись «Лоуренса Аравийского» и «Доктора Живаго», — мне тогда захотелось стать частью этого мира. И надо сказать, что и полвека спустя я отношусь к кино, как к магии. Вы только представьте себе, что в один прекрасный день то, что жило лишь на бумаге, вдруг становится живым, реальным миром, в существование которого зритель с такой готовностью верит! И в этом смысле мне все равно — смотрю я «Капитана Америку» или «Филомену (драматический фильм Стивена Фрирза о монахине, потерявшей сына. — «ВД»).

— Но «Филомену» вы, наверное, предпочтете смотреть не в кинотеатре, а у себя дома?

— Конечно, здорово, что появился Интернет, и сегодня можно скачать любой фильм, но я принципиальный сторонник кинотеатров…

— Простите, перебью. Интернет не ударил по Голливуду?

— Нет, так же как и телевидение, которое в 50-е годы представляло реальную угрозу для киноиндустрии. Но Голливуд умеет превращать своих конкурентов в бизнес-партнеров. На продаже прав для показа картин на телеканалах «фабрика грез» заработала миллиарды. Сегодня такой же источник дохода Голливуд открыл в Интернете.

— Если есть возможность скачать любой фильм и с комфортом посмотреть дома, то зачем идти в кинотеатр, если, конечно, речь идет не о суперблокбастере?

— Нет, все-таки просмотр фильма в кинотеатре обретает статус некоего события. Ты не просто, развалясь дома на диване, утыкаешься в телеэкран, постоянно отвлекаясь на какие-то домашние дела, ты, что называется, выходишь в свет. (Смеется.) Потом, мне, например, нравится «чувство локтя», нравится переживать истории вместе с другими. Ну, а уж смеяться над комедийными ситуациями одному? Другое дело, когда хохочет весь зал. К тому же, мне любопытно наблюдать за зрителями, за их реакцией. Я получаю обратную реакцию и вижу, что людей действительно волнует. Как продюсеру, мне такие «тесты» просто необходимы.

— Г-н Брукхаймер, судя по всему, вы не боитесь рисковать, раз адаптировать книгу Сарчи 10 лет назад позвали тогда еще совсем молодого Скотта Дерриксона, который к тому времени написал лишь сценарий фильма «Городские легенды-2: Последний отрезок»…

— Да, мне нравится иметь дело с природными дарованиями, особенно если их талант заметен с первого взгляда. Даже тогда было очевидно, насколько одарен Скотт. У него был не по годам взрослый творческий подход. К тому же, его всегда привлекали мистические сверхъестественные темы (пока шла работа над проектом «Избави нас от лукавого», Дерриксон снял «Шесть демонов Эмили Роуз» — о феномене одержимости-демонами, фантастический боевик «День, когда Земля остановилась» и фильм ужасов «Синистер». — «ВД»). Спустя годы мы его уже позвали на этот проект не как сценариста, а как режиссера.

— Также в свое время вы дали путевку в голливудское кино австралийскому актеру Эрику Бана, дав ему возможность сняться в «Черном ястребе» Ридли Скотта. И вот, спустя 13 лет он играет Ральфа Сарчи в «Избави нас от лукавого»…

— Эрик — феноменальный актер, и то, что он согласился играть роль Сарчи, стало большим приобретением для нас. Вообще, изначально нам очень повезло, что он согласился сыграть роль в фильме «Черный ястреб» еще до того, как стал известен всему миру. Каждая из его ролей с тех пор была запоминающейся, начиная с исторической драмы «Мюнхен» и вплоть до фантастического триллера «Ханна. Совершенное оружие». Остальной актерский состав мы уже подбирали исходя из его индивидуальности. Я подумал, что Эдгар Рамирес был неординарным Карлосом (за эту роль во франко-немецком мини-сериале «Карлос» актер был награжден премией «Сезар». — «ВД»). И я понял, что он будет отличным отцом Мендоза, который невольно становится напарником полицейского Сарчи. Оливию Манн, которая играет жену Эрика, мы «приглядели» в сериале Аарона Соркина «Служба новостей» — она красива, талантлива и, ко всему прочему, обладает замечательным чувством юмора. И я счастлив был дать Джоэлю МакХэйлу шанс в буквальном смысле поиграть на экране мускулами в роли полицейского, который не представляет своей жизни без сражений.

— Когда снимают нью-йоркские истории, съемочной площадкой часто становится Ванкувер или Торонто, где снимать дешевле, чем в самом Большом Яблоке. Но в «Избави нас от лукавого» мы увидим самый настоящий, реальный Бронкс?

— Да, руководство Нью-Йорка предоставило нам льготы, и мы были рады снимать там, где происходили описываемые в книге события. Фильм стал еще более реалистичным, да и локации оказались поистине фантастическими. Иногда мы снимали на тех самых улицах, которые патрулировал Ральф Сарчи. От осознания этого факта работать было еще интереснее. И нам здорово повезло с погодой. Мы начали съемки в июне 2013 года, и это был самый дождливый месяц в истории Нью-Йорка. Я уже привык к экстремальным погодным условиям. Со своими коллегами я переживал и ураганы, и торнадо, и песчаные бури, и снежные бураны, и землетрясения. Но, собираясь в Нью-Йорк, я, естественно, и предположить не мог, что нас ждет большой сюрприз в виде бесконечного тоскливого дождя. В какой-то момент я почувствовал себя обитателем Ноева ковчега. (Смеется.) Но, в конечном счете, непогода добавила атмосферности нашему кино.

— За последние десятилетия вы, что называется, «собаку съели» на блокбастерах. Вычислили формулу идеального блокбастера?

— Если бы я ее вычислил, то точно бы ее запатентовал. (Смеется.) Но три вещи я понял точно. Во-первых, история должна быть внятно рассказана. Если зритель наклоняется к своему соседу и интересуется: «А что это сейчас было?» — все, это провал. Второе правило — работать только с талантливыми людьми, которые не просто отлично выполняют свою работу, но и обогащают проект своими неординарными идеями, своим видением. Ну, а третье — надо любить то, что вы делаете. Только в этом случае можно вдохновить команду на какой-то прорыв.

— Вы успешны с самого начала вашей карьеры, но по-прежнему боитесь потерпеть неудачу?

— Да, каждый фильм для меня — испытание, и я не знаю, пройду его или нет. Особенно когда проект ориентирован на молодую аудиторию — мальчики такие непредсказуемые. (Смеется.)

— И как вы справляетесь с этим напряжением?

— Просто продолжаю работать. И еще заряжаюсь энергией, занимаясь спортом. Вот и все…

— Вы уже видели реакцию зрителей, посмотревших на тест-просмотре «Избави нас от лукавого»?

— Мы их здорово напугали. (Смеется.) Но это страх, граничащий с любопытством. И я был счастлив, когда после окончания фильма раздались аплодисменты — значит, мы свое дело сделали правильно. Но предсказать судьбу картины в прокате не берусь, как и всегда, впрочем. Я лишь надеюсь на лучшее и ожидаю худшего. (Смеется.) Но, думаю, все-таки зрителям придется по душе наше зрелищное кино.