Щелкунчик

Театру Натальи Касаткиной и Владимира Василева без малого 40 лет. Но поскольку ни кола ни двора у него до сих пор нет, он напоминает о себе во время премьер и циклов спектаклей. Сейчас труппа открывает сезон на Театральной сцене ММДМ.


Касаткина и Василев – фигуры в балетном мире особые. Этот семейный дуэт танцевал в Большом в 60-х, а его прекрасная половина так просто блистала в характерных партиях. В шестидесятые свежий воздух появился даже на сцене главного театра страны, и молодые профи успели поставить здесь пару романтических балетов без кладбищенских привидений: «Ванину Ванини» об итальянских карбонариях и «Геологов» о советских трудоголиках. Лучшей их работой в Большом стала «Весна священная» Игоря Стравинского, которая по сей день остается нашим Ромео и Джульеттаединственным ответом этническому модерну.
Но по-настоящему дуэт прославился в Кировском (Мариинском) театре. Касаткина и Василев сочинили «Сотворение мира», в котором танцевал молодой, лохматый и никому тогда не известный Миша Барышников. Кстати, эту постановку купили 60 мировых театров. В конце 70-х Касаткина и Василев получили в управление ансамбль «Классический балет», который отныне стал их главным творением. Число постановок перевалило за третий десяток, а худруки прославились невероятным в России умением пестовать недопеченные таланты. Из труппы в большое плавание ушли Александр Годунов (Большой театр, Нью-Йоркский American Ballet Theatre), Ирек Мухамедов (Большой театр, Лондонский Covent Garden), Галина Степаненко (Большой театр), Владимир Малахов (мировая звезда, ныне худрук Берлинской Staatsoper).
Пока наши главные театры сотрясались от бюрократических баталий, в небольшой и непафосной труппе «Классического балета» ставили знаменитые французы Пьер Лакотт («Натали, или Швейцарская молочница») и Ролан Пети («Арлезианка»), два нестандартных спектакля с Дон Жуанэтническим вкусом придумал главный балетный кубинец Альберто Алонсо. А Касаткина и Василев, вынужденные в четыре руки решать творческие и финансовые вопросы, пережили собственный романтизм и взялись перестраивать классику. Правда, как ни крути, шестидесятник он и в балете шестидесятник: навсегда очарованные символами свободы, худруки проповедуют голливудский подход ко всему, что движется – от «Спартака» до «Щелкунчика». Что при этом получается, можно обсуждать. Главное - есть предмет обсуждения.
На открытии сезона театр показывает только классику в своем изложении – «Жизель», «Щелкунчика», «Дон Кихота», «Ромео и Джульетту». В главных партиях обещают главную звезду труппы – хрупкую и музыкальную Екатерину Березину.