Если радикальное искусство не вызывает у вас аллергии, если верность духу автора вы не путаете с формальной верностью каждой букве, поторопитесь в МХТ. Будет круто.

Константин Богомолов выпускает известную пьесу Оскара Уайльда — речь в ней о политических кознях среди английской аристократии и членов парламента. Само собой, режиссер не мог упустить такого случая и перенес действие в российский высший свет. Итак, встречайте: миссия Чивли — Марина Зудина, Дориан Грей — Сергей Чонишвили, православный священник отец Артемий — Максим Матвеев, а также папа и мама киллера (обоих играет Александр Семчев) и другие. Незадолго до премьеры режиссер рассказал «ВД» о том, как возник столь впечатляющий список персонажей.

Почему вы выбрали Уайльда?
Я люблю этого автора и вообще английскую литературу, хотя признаюсь, что в спектакле от текста комедии «Идеальный муж» осталось процентов десять. Остались некие сюжетные мотивы и персонажи, преобразованные мной и получившие иные, чем у Уайльда, функции. Остался разговор о правящем классе, правда, не лондонском начала прошлого века, а сегодняшнем московском. При этом я ни в коей мере не воюю с автором — я просто вычленяю то, что мне кажется сутью, совпадающей с моим сегодняшним опытом.

В вашей инсценировке появился Дориан Грей, родители киллера и три сестры. Роскошная авантюристка миссис Чивли превратилась в миссию Чивли...
Папа и мама киллера — это бывший лорд Кавершем. Три сестры — три дамы уайльдовской поры, но поскольку сейчас таких не осталось, я заменил их тремя современными девицами, разговаривающими с помощью текста Чехова.

 А Дориан Грей?
Второй акт целиком посвящен ему. Первый и третий акт — это почти детектив, а второй — отдельная история, но в ней участвуют все основные персонажи. Что такое Дориан Грей и кто за ним кроется, я говорить не буду.

Говорят, спектакль начинается с концерта русского шансона?
Да, это почти получасовой праздник в Кремле, на котором присутствуют все герои. Концерт перетекает в after-party в доме одного из героев. И так далее... Сэр Роберт Чилтерн, товарищ министра иностранных дел (так у Уайльда. — Прим. «ВД»), превратился в Роберта Кузьмича Тернова, лорд Горинг — в известного шансонье и бывшего киллера, лорд Кавершем, кавалер ордена подвязки, — в отца этого бывшего киллера. Скажу так: там много персонажей и событий, реализующих структуру «Идеального мужа», но преображающих ее в кривом зеркале. Сюжет спектакля вполне ясен, в нем нет сложных метафор, но скажу честно: по способу повествования и подаче сценического материала он радикальнее моего «Лира».

Что будет на сцене?
Дело происходит здесь и сейчас. Художник Лариса Ломакина выстроит на сцене некий павильон, который превращается в разные московские пространства. Будет довольно много видео. А еще будет дичь и трэш, сделанные не без влияния Тарантино. Ограничение по возрасту даже не «16+», а «18+».

Нравится вам раздражать аудиторию...
Меня, конечно, веселит, что кого-то мои спектакли напрягают, но это не самоцель. Мне не нравится раздражать — мне нравится дышать свободно.

По-моему, вам пора уже самому писать пьесы.
А я это и делаю — текст спектакля «Ставангер», выпущенного мной осенью в Лиепае (его покажут в начале марта во внеконкурсной программе «Золотой маски». — Прим. «ВД»), целиком придуман мною.

Актеры, занятые в «Идеальном муже», не бунтуют против «осквернения классики»?
Нет, что вы, им нравится. Без их драйва и поддержки делать такой спектакль было бы невозможно. Так что держите за нас кулаки. И приходите 12 февраля в СТД — на премию «Гвоздь сезона».

фото: Олег Черноус, Владимир Луповской, архив журнала