В Театре Наций играют спектакль о любви.

Нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер не принадлежит к числу самых читаемых в России писателей, а его повесть «Шоша» — не самое выигрышное для театральной интерпретации произведение. Тем большего уважения заслуживает выбор молодого режиссера — Туфан Имамутдинов явно не ищет в профессии легких путей.

Ни на еврейской теме, ни на Холокосте автор спектакля тоже не намерен спекулировать. События его «Шоши» действительно происходят в предвоенной Варшаве, герои влюбляются, терзают друг друга, сходятся и расходятся, на сцене играет настоящий клезмер-бэнд, и все же зритель может быть спокоен — выдавливать из него слезу или соблазнять вульгарным «одесским» юмором в этом спектакле никто не собирается. Еврейскую трагедию и еврейские типажи «Шоша» Туфана Имамутдинова словно оставляет на потом — сейчас режиссера и его героев интересует только любовь. Не еврейская, не декадентская, не обреченная — всего лишь необъяснимая.

Молодой писатель Аарон Грейденгер (Роман Шаляпин), талмудист, любящий докапываться до самой сути вещей, пытается понять, почему его так влечет к Шоше — угловатой девочке-подростку, которую все вокруг считают не от мира сего (интеллигентная и точная работа юной Полины Стружковой). На вопрос, мучающий героя, создатели спектакля пытаются ответить сугубо театральным языком. В Шошу нельзя не влюбиться, потому что она настоящая, а вот соблазняющие Аарона героини Натальи Ноздриной и Ольги Смирновой — фальшивые интеллектуалки, притворные страдалицы, неумелые развратницы и несостоявшиеся светские дамы.

Зрителю тоже есть в кого влюбиться в этом спектакле: своей неброской прелестью «Шоша» Театра наций во многом обязана Розе Хайруллиной: выдающая российская актриса в роли еврейской мамы оказывается мудрее всех талмудистов и беззащитнее даже детей и влюбленных.

фото — Владимир Луповский