В ММСИ на Тверском бульваре музыкант Муджус (Mujuice, он же — Роман Литвинов) выставляется как художник. Экспозиция называется так же, как недавно вышедшая музыкальная работа Романа, «Метаморфозы». Это посвящение лесам, полям, птицам и смерти.

Отвечая на вопрос: «Муджус — певец смерти?», Роман Литвинов  говорит: «Конечно. Но не истерики по этому поводу, а наоборот. Я любуюсь всем». В том убеждаешься, и слушая его вышедший в январе 2014-го альбом «Метаморфозы», и разглядывая одноименную выставку. Каждый трек с Metamorphosis и каждый экспонат из залов двух этажей музея сделаны с пристальным вниманием и любовью. Может быть, странной несколько любовью — отчего нет.

Роман Литвинов, он же — Mujuice, известен в первую очередь как музыкант. Хотя произведения Муджуса как художника можно было видеть и раньше: графический дизайнер по образованию,  Роман сам оформляет свои пластинки и делает видеоклипы. Треки с Metamorphosis послушайте тут же. Видео здесь тоже есть. Черно-белые рисунки-коллажи ритмично развешаны по стенам. Тут птицы и черепа, цветы и перья, множащиеся и создающие фрактальные узоры. На других стенах — уже большие произведения. Перья складываются в веера, пустые глазницы белых черепов оборачиваются черными дырами в непрерывном узоре, точки — ячейками пчелиных сот, пестики и тычинки — узорами змеиной кожи. На видео в темном зале наверху все это еще мерцает и шевелится, похоже, издавая звуки, которые можно расслышать в играющих тут же треках. А в центре зала внизу зрителя встретят некоторые «персонажи» работ Литвинова уже не в плоскости, а в форме: на постамент здесь водружены чучело ворона, череп и рога (кажется, оленьи).

По словам автора, ему сложно сказать, что в проекте первично, а что — вторично, графика или музыка. Роман вспоминает, что начало тому, что вылилось в Metamorphosis, положила его работа над музыкой к фильму «Крылья» Алексея Лобанова — «это такой героический детский эпос»: «красивые съемки, много природы, леса, поля, и птицы, очень много птиц». По словам автора, во время работы он вспомнил свою детскую историю — о том, как проводил время в большом доме отдыха и «шарахался по лесам один на один с плеером». Птицы были там, после птицы — в виде чучел, как этот ворон на постаменте — были в музеях. Теперь эти птицы, то ли живые — и поющие, то ли мертвые, наполовину ставшие уже костями, превратились в черно-белые коллажи.

Муджус говорит, что метаморфозы в его понимании — это все же не смерть («это очень пафосно получается»). Это скорее «определенное состояние пьесы», нечто, «похожее на поток, который ты воспринимаешь, не привязываясь». «Это та музыка, которую я адресую, грубо говоря, себе, гуляющему по этому дому отдыха и тыкающему палками мертвого лебедя».


Выставка Mujuice. Metamorphosis работает в Музее современного искусства на Тверском бульваре (Тверской б-р, 9) до 12 октября. Билеты: 250 р.