К списку московских достопримечательностей добавилась еще одна. В самом центре столицы открылся Музей Отечественной войны 1812 года. «Ваш Досуг» прошелся по его залам.

Вековое промедление

В год юбилея победы над Наполеоном открыть особый музей — идея уместная. Только потребовался на это целый век. Изначально музей хотели сделать к 1912 году, к столетнему юбилею французского нашествия. В тот год по всей России проходили праздничные мероприятия — так же, как и сейчас. А Исторический музей устроил тогда грандиозную выставку. Причем экспонаты для нее собирали по всей стране – и не только из государственных музеев. Множество уникальных вещей предоставили внуки и правнуки героев 1812-го: в их семьях бережно хранились военные реликвии. Например, сабля, которую уже свергнутый Наполеон подарил русскому офицеру, что спас его от покушения. Или оправленная в серебро пуля — когда-то она прошла мимо солдатского сердца, а потом стала заветным медальоном. Или свечи, горевшие во время подписания отречения Наполеона, — один из русских офицеров затушил их, когда экс-император покинул дворец Фонтенбло, и сохранил в качестве сувенира.

Сто лет назад создать музей не удалось. Был объявлен конкурс на архитектурный проект здания, выбран победитель. Но... Разразилась Первая мировая война, и стало не до строек. Потом Гражданская, индустриализация, Великая Отечественная... А экспонаты, которые собрали на эпохальную выставку, так и остались в стенах Исторического. Многие потомки дворянских родов сразу пожертвовали свои реликвии будущему музею. Все эти предметы целое столетие хранились в фондах ГИМа, так и не забывшего об идее музея 1812 года. Наконец она воплощена.

Музей в музее

Новый музей, официально — филиал Исторического, разместился рядом со «старшим братом». С пустыми пространствами в центре Москвы сложно, так что пришлось хитрить. В пустом внутреннем дворе-колодце бывшего Музея Ленина (до революции здесь размещалась Московская городская дума) архитекторы возвели два этажа металлоконструкций, накрыв их сложной крышей. Кирпичные стены старинного здания — историческая ценность, к ним ничего нельзя крепить. Поэтому новые перекрытия двух этажей вставлены внутрь старого здания, будто стакан в подстаканник. А вот старинные окна пришлось заложить: один музей изнутри другого не просматривается.

Скарабей и фреска из Храма Христа Спасителя

По двум этажам галереи 1812 года надо гулять по кругу, справа налево. Вход — со стороны гостиницы «Москва». Зрителя встречает гигантская фреска Семирадского «Александр Невский и папские легаты». Когда-то она украшала настоящий, первый храм Христа Спасителя, который тоже был построен в память о победе над Наполеоном, и чудом сохранилась. В начале экспозиции рассказывается о временах первых походов Бонапарта, когда тот только начал завоевывать Египет и Европу, и еще не покушался на Русь. В витрине – трогательная находка: зеленая фигурка жука скарабея, которую археологи нашли при раскопках Тарутинского сражения, рядом с останками какого-то французского солдата. Получается, что этот воин пронес свой трофей от знойных египетских песков до снегов холодной России.

Вообще французских экспонатов здесь много: это не только оружие, но и портреты маршалов, и скульптуры. По словам куратора экспозиции, историка Виктора Безотосного, такой «французский акцент» сделан специально. Хотелось, чтобы новый музей отличался от уже существующих экспозиций на тему Отечественной войны. В большинстве из них все внимание сосредоточено на великих победах русского народа, но не показано, насколько могущественной была Французская империя, которую мы все-таки сумели одолеть.

Иконы Александра и матрас Бонапарта

Поднимаясь выше по лестнице, на второй этаж, мы будто входим вместе с наполеоновскими войсками в российские пределы. Тут уже и портреты наших молодых генералов, и модели артиллерийских орудий, и белоснежный «агитационный» фарфор с изображением крестьянок, побивающих «лягушатников» серпами и топорами. Много на выставке и предметов культа, что тоже нетипично для музеев, посвященных 1812-му, поскольку в основном они создавались в советскую эпоху. В новом же музее есть, например, Евангелие, подаренное Екатериной Великой любимому внуку Александру, или предметы из его походной часовни: иконы, тарелка и лжица для причастия. Самые интересные экспонаты — военные трофеи. Например, те, что наши бравые гусары отбили у французского обоза.

Так, при входе на второй этаж стоит походная кухня Бонапарта, похожая на странную карету. Вражеское войско вошло в Россию почти с сотней таких — а уцелела только одна. А вот полный набор орденов Наполеона. Их захватил немецкий генерал Блюхер, и они хранились в Германии, пока не попали к нам в качестве контрибуции после другой победы — уже в 1945-м. Есть и походная кровать великого корсиканца (сохранились даже матрацы). К слову, художник Верещагин специально ходил в Исторический музей, чтобы зарисовать ее для одной из своих картин «наполеоновского» цикла. И этот цикл, отлично известный нам по картинкам в школьных учебниках, тоже здесь, причем он впервые выставлен в постоянной экспозиции целиком. Его можно увидеть в зале, который посвящен Отечественной войне в памяти потомков.

Рассматривать экспонаты, узнавая их истории, — невероятно увлекательно. И это еще не все: ГИМ извлек из запасников только часть своих фондов. Наверняка вслед за постоянной экспозицией последуют тематические выставки и обновления. Главное сделано: «дом» для музея выстроен.