В Третьяковке необычные гастроли. В русскую галерею прибывают картины одного из лучших итальянских художников Эпохи Возрождения.

Антонелло да Мессина, как явствует из его прозвища, происходил из сицилийского городка Мессины. Если воспринимать контур Италии как сапог, то Мессину этот сапог энергично пинает. По всем меркам родина художника – самый юг страны. Но вот парадокс: в искусстве Антонелло считается самым «северным» из всех итальянцев. Ведь основы мастерства он постигал у фламандцев (нынешних бельгийцев). Вообще с Антонелло да Мессина (родился около 1430 года) связано множество загадок – географических и исторических.

Через сотню лет после смерти художника Джорджо Вазари написал его биографию, в которой провозгласил, что Мессина «поднял живопись на более высокую ступень, не считаясь ни с удобствами, ни с расходами, ни с личными интересами». Каким образом он ее поднял? Что он сделал? Чтобы ответить на эти вопросы, Вазари рассказывает историю, ставшую популярной в следующие несколько веков.

Пока не явился Антонелло, итальянские художники были, по сути, иконописцами. Писали темперой – эта краска (точнее красочный порошок) замешивалась на яичном желтке. Но вдруг неаполитанский правитель Альфонс Арагонский привез в Италию картину северного мастера Яна ван Эйка из города Брюгге. Ван Эйк, увлекавшийся алхимией, придумал разводить краски маслом. От этого цвета получались насыщеннее, краски не выцветали, а оттенков оказывалось в разы больше. Антонелло, увидев северную картину, был так потрясен, что отправился во Фландрию, чтобы лично приобщиться к открытию. В Брюгге у Ван Эйка он правдами и неправдами разузнал рецепт живописания и вернулся на родину с сундуком новаторских картин. Приехал, правда, не в Мессину, а в Венецию. Вазари тут намекает, что Антонелло выбрал Венецию из-за легкости нравов – он был охоч до любовных похождений. Вскоре живописец приобрел невероятную популярность. Ему заказывали портреты, ему подражали. После его смерти в 1479 году коллеги устроили пышные похороны. Ведь благодаря Мессине они «смогли изображать фигуры на картине почти живыми».

Сегодня почти никто не верит Вазари. Считается, что половину фактов он выдумал. Например то, что Мессина путешествовал в Брюгге. Еще до Антонелло масло было известно, с ним экспериментировали многие мастера. Даже то, что художник скончался не в Венеции, а на Сицилии, говорит не в пользу биографа.

Однако не вызывают сомнения два мессиновских достижения, описанных Вазари. Во-первых, техническое новаторство. Именно Мессина показал все возможности масла. Стоит просто посмотреть на изображенные художником ткани и драпировки, и станут понятны восторги современников. Во-вторых, близость Антонелло к северным мастерам. Так, он создавал портреты, очень похожие на нидерландские. Но привносил в них новый ренессансный дух. Так же и с церковными образами. Не так давно в Пушкинский музей привозили его «Святого Себастьяна» из Дрездена. Тогда мы и смогли оценить красоту, мистику и оригинальность живописи сицилийца.

Сейчас в связи с Годом Италии обещают доставить картины из музеев Южной Италии. Среди них минимум два шедевра. Но даже самая «средняя» доска Антонелло дороже сотен картин в любой старинной галерее. И лишь по странному стечению обстоятельств его слава не столь широка, как, например, у Леонардо да Винчи. Последний, кстати, многое у Мессины позаимствовал.