В Третьяковскую галерею привезли выставку сицилийца Антонелло да Мессина, одного из первопроходцев итальянского Ренессанса. Первые шаги художника на этой длинной дороге — главная тема экспозиции.

Антонелло да Мессина (1430-79) для истории итальянской живописи — имя культовое. Именно он, говорят, привез на родину из Нидерландов технику письма маслом. Краски, которыми можно было передать и блеск глаз модели, и бьющуюся жилку на шее, быстро вытеснили царившую дотоле темперу, которая отлично годилась для икон и алтарных образов, но серьезно тормозила развитие реализма.

Расцвет творчества Антонелло «Мессинца» пришелся на тот период, когда он покинул не только родную Мессину, но вообще Сицилию, и обосновался в Венеции. Тогда он и создал самые знаменитые свои работы — конечно, маслом. В основном это портреты: мужчины с сильными энергичными лицами, в скромной, но эффектной одежде, на контрастном черном фоне. Все его находки будут с успехом использоваться поздними художниками, которые прославят венецианскую школу портрета.

Но на московской выставке картин этого периода мы не увидим. Экспонаты привезли из музеев Сицилии, и все они относятся к раннему этапу творчества Антонелло. Доски на религиозные сюжеты, написанные темперой и золотом, открывают перед нами совсем другой мир. Это не блистательная ренессансная Венеция, где одетые в парчу куртизанки могут писать стихи об античной мифологии, а суровые кондотьеры — дискутировать об Аристотеле. Это еще средневековая Сицилия, где францисканец в рясе грубого полотна заказывает свой портрет в молитве перед Мадонной. Причем художник, еще несмелый, пишет маленькую фигуру заказчика в профиль, не решаясь развернуть его не то что в фас (ведь такой разворот пристал лишь изображениям Христа!), а даже в три четверти.

«Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоненным францисканцем» — крохотная, чуть больше почтовой открытки. Сохранность ее не очень хорошая — уж слишком усердно целовали ее многочисленные верующие. Но ее легкая живопись по-настоящему светится. На оборотной стороне «Ecce homo» — склоненная голова Христа, увенчанная терновым венцом. Его лик исполнен покоя и гармонии. А потрескавшаяся фактура доски и потемневшая темпера позволяют воочию вообразить те полтысячелетия, которые отделяют нас от момента ее создания, а также те долгие годы, которые эта двусторонняя «таблетка» (так принято называть подобные картины) усердно работала объектом поклонения верующих.

Второй экспонат, приехавший в Москву — три доски с изображением Отцов Церкви, которые когда-то увенчивали утерянный многочастный алтарь. Они впервые покинули Сицилию. Иероним в кардинальской шапке, Григорий Великий в папской тиаре и Августин в епископской митре одеты по роскошной церковной моде, современной автору, а не как святые первых веков христианства. Для того, чтобы мы могли увидеть эти изображения, потребовалась тщательная и долгая реставрация — слишком усердно доски поновили когда-то: совсем как русские иконы. Облупившееся золото фонов дышит древностью, а лица написаны аккуратно и внимательно, предвосхищая тот реализм, которым Антонелло прославится позже, когда бросит темперу.


Эти четыре темперных доски — единственные подлинники на выставке. Однако не надейтесь потратить на ее посещение всего несколько минут. Экспозиция тщательно продумана. Оригиналы поданы и подсвечены как настоящие сокровища  — впрочем, такими они и являются не только с точки зрения искусства, но и финансов. Полутемный зал, в котором выставлены эти религиозные образы, предваряет помещение, на стенах которого развешены репродукции самых знаменитых работ художника и подробно рассказывается о его эволюции как мастера. Третий, последний зал — словно алтарное помещение: на огромном экране здесь в режиме нон-стоп демонстрируют картины, которые к нам не довезли, позволяя разглядеть малейшие детали и окунуться в ушедшую эпоху.

Задача не только показать, но и просветить, выполнена с успехом. Огорчает лишь одно: эта выставка должна была открыться еще в январе этого года, причем привезти на нее собирались и легендарные шедевры зрелого периода. Однако сицилийские музеи не расщедрились, и в Москву прилетела лишь малая доля от обещанного. «Настоящий» Антонелло да Мессина нам так и не достался; и обширная образовательная часть выставки оказывается, таким образом, искусной заплатой, которая маскирует ограниченный набор подлинных экспонатов.

  • Лаврушинский переулок, залы 46-48; 10 сентября - 20 ноября 2011.