Сегодня все большую популярность набирают локальные организации, локальные стратегии экспонирования и обсуждения современного искусства. Малые инициативы становятся альтернативным способом осмысления реальности — вместо того, чтобы повсеместно использовать метанарративы и крупные, эпохальные категории, художники и кураторы сужают оптику, всматриваются в частные истории. Екатрина Чернова рассказала о том, как выставка «НеНеМу» в галерее Граунд Солянка встраивается в этот контекст — и какие звучания в него вносит.

Стратегия локальных организаций, которая существует параллельно проектам в области «большой» истории искусства, отражает политическую концепцию множества — не единого, всесогласного монолита, в котором условные единицы сливаются в безликую массу, но поливалентного, полифонического сообщества. В основе такого множества как раз субъективный, личный опыт каждого. В нашем общем контексте личные истории, небольшие события, камерные выставки приобретают все большее значение — как то, что возвращает к опыту проживания событий в самых скромных чувственных проявлениях.

Один из оплотов малых, но значительных событий в современном искусстве — небольшое некоммерческое выставочное пространство в Санкт-Петербурге, Негосударственный Нерусский Музей (НеНеМу). В самом названии организации, в приставке «не-», очевидна принципиальная альтернативная позиция — зеркало ГРМ, главного консервативного института северной столицы. И на практике здесь все не так, как принято в крупных инстиутциях. Художники сами делают выставки, выполняя роли концептуализатора, строителя и подрядчика. Каждый проект длится не полгода, а всего два-три дня, в течение которых зрители и художники успевают перезнакомиться. Площадь выставочного пространства — всего 25 квадратных метров мастерской Рубена Монахова. Вместо громких имен из учебников по истории искусства — малоизвестные современники, которые реагируют на сегодняшние события. Никаких привычных условностей вроде вернисажей и финисажей. Никакого стороннего финансирования.

Негосударственный Нерусский Музей был основан в 2019 году и функционирует до сих пор. Главные инициаторы создания площадки для проведения камерных выставочных проектов — уже состоявшиеся петербургские художники Александр Дашевский и Рубен Монахов. Цель НеНеМу — восполнение дефицита во взаимном диалоге, помощь начинающим художникам, создание условий для формирования горизонтальных связей как внутри художественного сообщества, так и за его пределами. Главный принцип — гостеприимство: здесь художники, не связанные с крупными институциями, могут найти отклик, а зрители — донести его, выйти на связь с художником. Отсюда емкая формулировка — «институция размером с художника», то есть такая организация, в которой отношения между художником и зрителем минуют огромное количество посредников.

До 4 сентября в московской галерее Граунд Солянка представлена ретроспектива выставочных проектов НеНеМу. Кураторами выступили сами Александр Дашевский и Рубен Монахов. Экспозиция представляет собой небольшую подборку, дайджест имен и проектов, который, однако, занял все пространство галереи на Солянке. Среди авторов — как состоявшиеся фигуры российской художественной сцены, так и малоизвестные представители созревающего поколения петербургских художников. Информационным сопровождением выставки служат небольшие пояснения в жанре эссе, написанные Александром Дашевским. Эти тексты, как проблески аутентичного дискурса в недрах НеНеМу, практически становятся в один ряд с экспонатами выставки, посвященной недавней истории институции. 

Отдельные проекты, представленные в составе ретроспективы, не связаны единой концепцией или общей нитью повествования. Здесь соблюден один из главных принципов архива — каждый проект представлен как самостоятельная запись, каждый аккумулирует свои системы отсылок, свою эстетику, свою концепцию. Большинство проектов представляют собой небольшие тотальные инсталляции, которые сообщаются не только с восприятием зрителя, с его телесностью, передвижениями, но и с конвенциональными, условными элементами выставочного пространства. Вместо того, чтобы формировать условное, оторванное от реальности пространства, художники переносят зрительское внимание то в свою мастерскую, то в квартиру, то в объектив скрытого наблюдения, то в далекое пересобранное европейское прошлое.

Работы раскрывают самые разные аспекты и ракурсы современности. Здесь нашли свое место северные сквозняки, легенды о потустороннем влиянии, обсценная физиология, старые книги и коллекции мелочей, надежда на восстановление ценности личности, цикличность истории, иноагенты и институты искусства. Все же, несмотря на то, что каждый проект самостоятелен, все они в общем пространстве экспозиции невольно связаны: голоса художников в перспективе сегодняшнего дня собираются воедино и воспринимаются как еле-уловимое, тревожное звучание современности и недавнего прошлого.        

В отдельном зале экспозиции, в своеобразном пространстве хорошо освещенного эркера представлена хронология выставок в НеНеМу за все недолгое время существования институции. Здесь можно отметить, как часто проводятся выставки, посмотреть на то, как выглядели проекты в самой первой итерации, и полюбоваться нетривиально и остроумно оформленными афишами.  

живопись

НеНеМу

4,5 Работы художников, выставлявшихся в петербургском андергаундном пространстве НеНеМу.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: