В июле была запущена стодневная программа кочующей европейской биеннале, которая вот уже 26 лет фокусирует внимание мировой общественности на социальных и политических переменах в топографии старого света. Четырнадцатая по счету Манифеста в этом году проходит в Приштине, столице частично признанной Республики Косово. Екатерина Чернова рассказала о том, как масштабный проект смещает фокус от искусствоведческих концепций к жизни простых горожан и их проблемам.

Впервые Манифеста прошла в 1996 году в Роттердаме, затем в таких городах, как Любляна (2000), Никосия (2006) и Санкт-Петербург (2014). Изначально и по сей день биеннале строится на тесном диалоге с местом проведения, его историей и жителями. Каждые два года организаторы отбирают из множества заявок локацию для проведения исследовательской, художественной и образовательной программы. Неожиданный выбор отражает переменчивый характер общеевропейского контекста — смещения государственных и культурных границ, трансформации сообществ и языкового контекста. 

Сегодня биеннале представляет собой одно из крупнейших событий в контексте современного искусства и культуры. В отличие от большинства масштабных проектов, связанных с актуальным искусством, Манифеста изначально существует на границе этики и эстетики, глобального и локального контекста. Здесь искусство ради искусства сосуществует с образовательными и градостроительными проектами. Цель Манифесты — создать временные условия для последующего повышения качества жизни в одном отдельно взятом городе или регионе.  

Стоит отметить, что биеннале ориентирована не на политику, а на жизнь населения. Как и Документа этого года, Манифеста представляет собой нонспектакулярное событие — не зрелище, но замысел, действие и качественные перемены. Так, в Приштине сегодня реализуется программа в поддержку организации публичных пространств и образовательных инициатив. Современное искусство взаимодействует с эко-урбанизмом и интердисциплинарными исследованиями. В программу Манифесты входят самые разнообразные формы мероприятий — не только выставки и перфомансы, но семинары, вокршопы, консультации, топографирование, группы чтения и аудиоспектакли.

Каждые два года выбранный куратор Манифесты определяет тему, концепцию, обусловленную локальным контекстом. Куратором программы приштинской биеннале стала Кэтрин Николс в сотрудничестве с итальянским архитектором, изобретателем и активистом Карло Ратти. Тема этого года — нарративы, слова как способ рассказывать истории и «называть вещи своими именами».

Исторически город Приштина многослойный — здесь оттоманская мечеть XV века соседствует, например, с бульваром Билла Клинтона. В рамках биеннале знаковые городские локации становятся объектами внимания художников, архитекторов, исследователей и кураторов, которые высвечивают сразу несколько болевых точек локальной культуры. Одна из основных — проблема идентичности местных жителей, в повседневном опыте которых сочетаются архаические традиции и неолиберальная философия. 

Стодневная программа фестиваля включает работы 102 авторов из 30 стран. Среди них уже состоявшиеся художники, группы архитекторов-урбанистов, теоретиков и активистов. Узнаваемых представителей мировой художественной сцены в программе Манифесты не так много: японская художница Тихару Сиота, уроженец Югославии Петрит Халилай, художник шведского происхождения Уго Рондионе, американская художница и писательница Рони Хорн. В центральном дворце спорта и молодежи представлена работа кореянки Ли Буль, выставку которой два года назад прошла в петербургском Манеже. Большинство художников, единолично участвующих в программе Манифесты — малоизвестные граждане Косово и Албании. Для них участие в программе биеннале открывает большие возможности. 

Наиболее радикальные и масштабные проекты Манифесты в Приштине созданы группами художников и урбанистов. Например, группа «Off Season», в составе которой участники из Косово, Албании, Румынии и Германии, представляют финальный этап «художественной интервенции». Проект представляет собой документацию практики исследовательского туризма. В фокусе — коммунистическая эпоха, милитаризм, память о котором до сих пор формирует сознание жителей Юго-Восточной Европы. 

В рамках биеннальной программы «художественная интервенция» также стартовал проект группы «спекулятивный туризм» — это серия аудиоспектаклей, созданных для прогулок по городу. Используя элементы научной фантастики, исторического туризма и дополненной реальности, художники фантазируют о том, каким может быть будущее города Приштина. 

Группы «re.act.feminism» и «Secondaryarchive» — создатели крупных архивных проектов в сети. В рамках Манифесты «re.act.feminism» запускает третью итерацию архивной платформы, посвященной истории искусства феминизма и квир-культуры. «Secondary archive» — это исследовательская онлайн-платформа, которая аккумулирует информацию о художницах из Центральной и Восточной Европы. Работа группы в рамках биеннале — выставка «Good as Hell», в которой собраны истории о различных формах угнетения и о солидарности (эти работы также пополнят сетевой архив). 

На время проведения биеннале Национальная библиотека становится центром Нарративной практики, который будет функционировать и после завершения стодневной программы. На отдельной площадке запущена программа «StoryLab» — междисциплинарный проект, направленный на формирование будущего поколения писателей фантастов. Здесь же проект стартовал «Werker Collective» — лекции и семинары по фотографии, вдохновленные экспериментами немецких авангардистов. Концепция этого образовательного сегмента заключается в формировании солидарности рабочих — представителей разных классов и возрастных групп с разным состоянием здоровья, — через совместный труд. 

Важным аспектом взаимодействия с городом становится концептуальное осмысление заброшенных и полуразрушенных зданий — обсерватории, кинотеатра и дворца спорта. Например, немецкая группа экспериментаторов и урбанологов «raumlaborberlin» освоила постиндустриальное пространство нефункционирующего кирпичного завода, создав учебный «EcoUrban». Группа объединила усилия с горожанами Приштины, чтобы представить возможное будущее этого места — станет ли брошенное здание новым арт-кластером или будет разрушено? Основная программа учебного центра — стодневная лаборатория, в рамках которой лекционный и семинарский курс по эко-урбанистике. Посетители смогут узнать о том, как социальная и политическая история связана с современными проблемами обеззараживания, климата и градостроительства.  

Выставочная и образовательная программа «Манифесты 14» — это попытка конструирования платформы для создания единого и многообразного городского сообщества, в основе которого будут фигурировать не крупные нарративы, а частные истории людей и исторических локаций. Таким образом, организаторы биеннале стремятся сместить фокус, перейти от обобщения, от абстрактных понятий к частному опыту горожанина. При этом вопрос о том, удастся ли администрации и жителям города изменить условия существования, остается открытым. Задача Манифесты — не изменить ситуацию в корне, но высветить острые грани, которые могут быть ключом к решению глобальных проблем. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: