За последние два-три года в Москве появилось немало хороших детских спектаклей. Выросло, выучилось и обзавелось своими детьми целое поколение молодых режиссеров, для которых ставить для юных зрителей – серьезная творческая задача, а не заполнение паузы в ожидании «настоящей» работы. А ведь еще не так давно было сложно порекомендовать что-либо кроме вечной «Синей птицы» во МХАТе им. Горького или «Щелкунчика» в Большом театре, прекрасного, но «зимнего» и дорогого спектакля. Теперь же есть куда отвести и малышей, и школьников. «ВД» выбрал те спектакли «серьезных» московских театров, которые стоит посмотреть детям

«Золушка» в «Практике»

Ученица Сергея Женовача Марфа Горвиц берет не классическую «Золушку» Евгения Шварца, которых насчитывается с десяток в московской афише, а версию современного французского драматурга и режиссера Жоэля Помра, весьма популярного у себя на родине. Помра знаком и нашей публике – в центре Мейерхольда пару сезонов шел спектакль «Пиноккио» в его переработке и его же постановке. Вступая в игру с классическими сказками, Помра насыщает их сегодняшними проблемами и семейными драмами, не боится говорить о смерти, болезни и жестокости. При этом он остро высмеивает избитые места и расхожие мотивы сказок, не забывая о назидании, поучая как бы мимоходом, аккуратно. Золушка в замечательном исполнении молодой актрисы Нади Лумповой, настоящей клоунессы, зовется Золой и живет в подвале. Она никогда не причесывается, носит на руке огромный будильник и напяленный мачехой шейный корсет. Это существо совершенно маргинальное, похожее на чудных персонажей из мультфильмов Тима Бертона. Под стать ей и Принц — их сближают семейные обстоятельства. Оба растут без мам, оба тоскуют и не могут забыть их, а папам – что папе Золы, мачехиному подкаблучнику, что светскому тусовщику королю – совсем не до них. Спектакль балансирует на грани грустного и смешного. В нем точно передан скепсис современного подростка, мешающий поверить в Фею с ее волшебством и любовь (Зола и Принц в финале расстаются друзьями). В то же время этот трезвый взгляд на мир уберегает от бредовых фантазий, инфантильности и, наконец, от конформистского лицемерия взрослых. Этот спектакль лучше всего прочувствуют и оценят тинейджеры. На программке стоит 13+.

«Малыш и К» в «Около дома Станиславского»

Спектакль «Малыш и К» по знаменитой повести Астрид Линдгрен, идущий в театре «Около дома Станиславского», будет интересен и подросткам, и детям помладше. Поставил его ученик худрука театра Юрия Погребничко — молодой режиссер Илья Окс. Из книги взята только глава про поимку воришек Филле и Рулле. Она превращена в неспешное действо, наполненное особой атмосферой и тем тонким, неброским юмором, какой откроется лишь внимательному ребенку. Только он заметит, что заплатки на спине (там, где должен быть пропеллер) есть у всех, даже у Фрекен Бок. Все могли бы быть свободными и необычными как Карлсон, да не умеют. Этот спектакль принципиально отказывается шумно развлекать. И попытки найти в его персонажах сходство с героями мультфильма тоже обречены. Толстенький Малыш в исполнении Ольги Бешули знакомится здесь с элегантным Карлсоном (Алексей Сидоров) в плаще и шляпе под музыку из «Криминального чтива», как Ума Турман с Джоном Траволтой. Стройная, изящная Фрекен Бок вдруг выдает невероятный танец — о своем не сложившемся женском счастье. Этот спектакль о бесценности дружбы, об умении играть, по сравнению с которыми вторжение воришек – «сущие пустяки, дело житейское».

«Школа жен» в «Табакерке»

«Школа жен», знаменитая комедия Мольера, вышедшая в конце прошлого сезона в «Табакерке», вовсе не позиционируется как детский спектакль. Но если задаться целью познакомить школьника с творениями великого француза, то именно с этой пьесы и в этой постановке стоит начинать. Режиссер спектакля Александр Хухлин, как и Марфа Горвиц, окончил мастерскую Женовача. Интерес к Мольеру и способ работы с материалом он перенял у своего учителя. Им обоим не свойственно искать у комедиографа ни фрейдистского подтекста, ни тираноборческого пафоса, ни эротической игры — всего того, чем увлекаются французские режиссеры. В «Табакерке» она поставлена совершенно невинно. Мольера тут открывают ключом подробного психологического разбора. В итоге — все хитросплетения интриги совершенно ясны, поступки персонажей убедительны, следить за ними увлекательно. Спектакль зрительно красив: действие разворачивается в укромной мансарде, где слышно воркование голубей, а в окна льется теплый южный свет. Ситуация, в которой оказываются одержимый педагогической идеей Арнольф, его юная воспитанница Агнесса и ее возлюбленный Орас, становится все трагикомичней. Разрешается она для молодых счастливо, а для рогоносца Арнольфа пронзительно грустно. И эта неоднозначность подчеркнута режиссером. Текст этой умной комедии специально для «Табакерки» пересказал Дмитрий Быков, облегчив во многом устаревший дореволюционный перевод и добавив ему хулиганства. В роли Арнольфа здесь можно увидеть Александра Семчева, а в роли резонера Кризальда – Анатолия Егорова. (1, 22, 27 июня)