Отзывы о "Трудно быть Богом"

Оценка редакции
Volodar 29 июня 2014, 08:17

Картина Германа под названием «Трудно быть богом» во время просмотра кроме отвращения и негодования никаких других эмоций у меня не вызвала. Сюжет самой картины весьма запутан и абсолютно непонятен. Сам фильм является лишь пустой, неграмотной подборкой весьма нелицеприятных сцен. Картина снята в темных тонах. Пожалуй, в качестве единственного плюса могу выделить лишь звуковое оформление. Еле смогла досмотреть фильм до конца и на всем его протяжении не могла понять, как именно удалось настолько испоганить одноименный рассказ Стругацких. Фильм ни о чем – набор бессмысленных звуков и еще более бессмысленных сцен.

Kim 27 июня 2014, 11:05

Говнинка полная, не советую смотреть, фильм на 2ку

Аvdej 27 июня 2014, 03:27

Фильм рассказывает о планете, которая погружена в Средневековое время. Здесь живут и работают земляне. Они являются наблюдателями и тщательно подправляют ход всех событий. При этом соблюдается невмешательство в развитии истории. В этом фильме главным героем является дон Румата Эсторский. Он осознаёт всю сложность своей задачи в сохранении нейтралитета, но однажды  не выдерживает. Произошло это в городе Арканара. Это один из городов планеты. Герой захватил власть «чёрное братство», которое свергнуло господство «серых», таких же отвратительных, не менее кровавых существ. Дон Румата Эсторский хватается за меч, для того чтобы наказать злодеев. Но таким образом, он нарушил все закономерности и правила. И вмешался в не свой исторический процесс.

Анна Казарина 24 февраля 2014, 07:51

Тоска без начала

Последний фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» вышел в прокат через год после смерти режиссера, после 15 лет съемок и озвучки, а сама идея зародилась еще в 1968. Картина, ставшая легендой задолго до премьеры, не только оправдала все годы ожидания, но и удивила таким коротким сроком изготовления.
Детально воспроизводя в «Иване Лапшине» 80-х атмосферу 30-х, а в «Хрусталеве», снятом в 90-х, годы 50-е, Герман под конец взял во всех смыслах выше и добрался до воссоздания полноценной планеты со Средневековьем в придачу. Только теперь он не пытается вспомнить, найти и возродить – он сам творит этот мир, причудливый и множественный.
О том, что это другая планета, погрязшая в Средневековье и наплевавшая на Возрождение, с десятком засланных с Земли ученых, нам рассказывает закадровый голос, открывающий фильм. Весь остальной сюжет тонет в океанах грязи и испражнений, застилающих и землю и лица участников этого мира. Самое что ни есть картинное Средневековье с туалетами в окнах, длинными платьями по колено в грязи – беспорядочное месиво, снятое на черно-белую пленку лишь потому, что в мире этом нет иных цветов, кроме 50 оттенков грязного. Даже кровь, липкая и скользкая, кажется, превратилась в нефть.
И среди всего этого главный герой, дон Румата, оказавшийся на другой планете чужим среди чужих в окружении, в общем-то, неплохих ребят, возводящих его аж в статус бога. Благородный дон все пытается строить из себя чистюлю, но с антисанитарией своих слуг он уже смирился и только ворчит порой. Все воняет, как ни мой, в мире, где душ принимают только во время дождя, и повсеместный запах общественных туалетов и раздавленных блох, кажется, чуешь сам. Как ни отмывай свои белые рубахи, а птицы все же гадят, да и мешочки с ослиным дерьмецом в руки брать приходится. Белые платочки Дона и невозможность выйти на улицу из-за невысохших постиранных штанов кажутся на фоне всего этого такой же странной и неуклюжей хрупкостью, как и белые розы. И все же начинается он, как и кончается, – снегом.
Вместо засланных на планету землян, которым это все давно осточертело, наблюдателями Герман делает зрителей. Камера, спу¬стившаяся на полотно то¬ ли Брейгеля, т¬о ли Босха, но не так отстраненно, шероховато и акварельно, как в «Розе и кресте». Эстетика Германа предполагает камеру в руках бредущего куда-то неумехи, позволяющую наблюдать за всем максимально детально и точно, не пряча не то что скелеты в шкафах, но и голые задницы в отхожих местах. Каждый персонаж, кажется, так и стремится попасть в кадр, исключительно чтобы смачненько сморкнуться в палец.
Инопланетное Средневековье Германа – постоянное муравьиное мельтешение, мышиная возня, глаз зрителя каждую секунду должен улавливать не только перенасыщенный первый план, но и все, что находится рядом и вокруг, а слух пытаться разобрать отдельные внезапно брошенные фразы, порой сыплющиеся многоголосьем. И всего этого – и для глаз, и ушей, и носа – так много, что нет ни мгновения, чтобы отдохнуть и расслабиться, ни секунды, чтобы оторвать взгляд от экрана. Но за всем этим самого мира-то и не видно – вечное движение роящихся в собственном и всеохватном разложении червей, этакий фарш с весьма ароматной подливой.
Молчаливый и вымотанный дон Румата с аккуратно подстриженной бородкой лишь перед ликом Богоматери в переулке находит несколько секунд уединения и покоя. Вот она, богоматерь, пред небожественного происхождения богом, мечтающим снять с себя все полномочия. В этом вечном непрекращающемся гомоне, как никогда задумываешься, что жизнь, может, и вправду история идиота, полная шума и ярости. Да и уши обрезают всем подряд не в наказание, а в надежду на спасение, как в пытку и попытку уединения с самим собой. Еще бы и глаза выкалывали.
Если в Германовском «Хрусталев廬 сцена изнасилова¬ния поражает и удушает, то¬ здесь вывороченн¬ые кишки, спадающие сарделькам¬и да бьющееся наружу сердце не вызывают ничего, кроме, может быть, начального удивления не искушенног¬о анатомией зрителя. И ты перестаешь видеть это уже через полчаса, потому что сморкаются все, сморкается все Средневековье и даже благородный дон, хоть и в платочек. И все испражнения, голые задницы и пырные тела не вызывают отвращения и каких-либо эмоций вообще, даже по контрасту с чистеньким главным героем – ведь это, на самом деле, довольно скучно, тоскливо и обыденно.
Попытки развлечения и воспоминания о Земле, куда нет ни возвращенья, ни тяги, Румата выплескивает игрой на кларнете, музыкой-аллюзией на все романсы мира. Эта мелодия предельно земная, пожалуй, единственно имеющая в этой картине цвет, открывает и завершает историю реквиемом надежде. Словно символ проваленной миссии – тот самый Ренессанс, приносной и инородный, от которого старые аборигены затыкают уши, а у детей начинает болеть живот. «Чашу эту мимо пронеси» - все никак не может вспомнить, кажется, именно эту строчку Живаговского «Гамлета» Румата, согласившийся играть эту роль, не зная, что и боги могут устать.
Фильм вообще проникнут депрессией и тоской, этакая энциклопедия небывалой грусти. Внезапную хандру Румата объясняет осенью, но в тоске этой, кажется, давно утонули все, только вот не знает об этом никто. Вневременность происходящего – и было Средневековье в прошлом или ждет нас в будущем, а может, мы навсегда погрязли в его настоящем – не все ли равно, и тараканы в бокалах и расхлестанные белые розы – какая же все это тоска. Вселенская¬ межпланетная беспросветная скука жизни, по тому, что нет смысла на земле, нет возможност¬и что-то изменить, да и желания тоже. Как в мире все, в общем-то, скучно – даже быть богом.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие кинофильмы / фантастика