В Московском театре «Эрмитаж» Михаил Филиппов сыграл героя чеховской «Скучной истории».



Художественный руководитель «Эрмитажа» Михаил Левитин известен своей нелюбовью к драматургии на сцене. В чистом виде она для него почти всегда театрально неполноценна. Поэтому, когда в этом театре наконец-то прозвучала «Чайка», она оказалась разорвана на коротенькие цитатки, втиснутые в рассказ «Скучная история» вместе с еще одним рассказом — «Враги». Из этой литературной композиции и получился спектакль «Тайные записки тайного советника».

Главный герой, пожилой профессор Николай Степанович, тайный советник и кавалер, ведет унылое существование в окружении поднадоевшей жены, эгоистичной дочери, ее подозрительного жениха, нерадивых студентов и невежественных коллег. Радостей в этой жизни у него настолько мало, что профессор с нетерпением дожидается смерти. И этим ужасает свою воспитанницу Катю, между которой и им теплится что-то наподобие платонической любви.

История названа Чеховым скучной, потому что, во-первых, по настроению — тосклива, а во вторых — почти лишена событий. Впрочем, для театра, как и для литературы, такая скука может быть весьма благоприятна. Михаил Левитин, во всяком случае, очевидно ни мгновения не скучал, превращая ее в свой новый спектакль, такой трепетный, такой суровый и такой, как кажется, личный.

Действие спектакля происходит на авансцене, куда актеров подталкивает расписанный эскизами да Винчи задник, оставляющий довольно узкую полоску игрового пространства. Как и у Леонардо, здесь в центре — человек, с его болезнями, тревогами, страхами, невысказанными любовями и воспоминаниями. И — актер, этого человека представляющий.

Главной удачей нынешней премьеры стал Михаил Филиппов, приглашенный в театр «Эрмитаж», чтобы сыграть печального профессора. И ему тоже, видимо, скучать не пришлось. Спектакль представляет собой увлекательную схватку двух сильных индивидуальностей — сложившегося актера с ярким стилем и большим талантом и режиссера, столь же яркого, столь же талантливого, но сверх того еще и по-режиссерски деспотичного.

Частичка Михаила Левитина присутствует в каждом актере его труппы. Частичка — это очень мягко. Потому что, на самом деле, — большая-пребольшая часть. Его спектакли не просто им созданы, они им проникнуты, пропитаны насквозь. Поэтому Михаил Филиппов в «Эрмитаже» — это не просто приглашенная знаменитость, но еще и свежая кровь. Он — такой же чужак на этой сцене, как и его герой в своем мирке. И это ироничное совпадение весьма кстати. Реальные обстоятельства обостряют обстоятельства сценические, в которых находится герой-одиночка, неустроенный, ропщущий, мечтающий заглянуть в будущее и не умеющий уладить настоящего. Словом — наш самый любимый герой.

В финале первого акта Левитин прерывает течение «Скучной истории», чтобы поведать зрителю историю прямо противоположного, на первый взгляд, свойства, надрывную и трагичную,  о докторе, которому сразу после смерти маленького сына приходится ехать к якобы умирающей женщине, а она, как оказывается, притворилась больной и сбежала с любовником, пока муж ездил за врачом. Несчастный доктор и несчастный муж обрушивают друг на друга целый поток бессмысленных обвинений и расстаются заклятыми врагами. Это повествование режиссер вкладывает в уста главного героя, и оно становится логичным продолжением спектакля. Настоящая жизненная трагедия сопоставляется и уравнивается с тем, что скорее можно назвать неурядицей, и в этот же ряд попадает нелепая неустроенность жизни тайного советника из «Скучной истории», у которого никто не умер, никакая жена не сбежала и вообще — ничего не произошло, но который тоже переживает свою — для себя настоящую — трагедию.

Веселого мало. Жизнь, она, вообще, штука неприятная. Однако «Тайные записки тайного советника» стоит увидеть не только, чтобы лишний раз в этом убедиться. Михаил Филиппов сыграл выдающуюся роль, в которой есть эксцентрика, нежность, юмор и высокая драма. Ради этого стоит сходить в театр.