Он очень небогатый человек, но побывал во многих странах. У него нет дома, но его никогда не оставят ночевать на улице. Он привык иметь собственное мнение обо всем. Путешествуя по миру, забираясь в самую глушь, Винсент Мун снимает фильмы о людях. На творческий вечер режиссера, который вот уже несколько месяцев в России трудится над «Российским проектом», пришел корреспондент VashDosug.ru

Винсент, до того, как приехать сюда, сколько стран вы посетили?

Двадцать или тридцать. Если честно, я не считаю. Скажу проще: я снимал свои фильмы на пяти континентах.

Значит ли это, что вас уже сложно чем-то удивить?

Нет. Все, что я вижу, меня не просто «удивляет» — я в восторге! Я в восторге от того, что наблюдаю! Я стараюсь смотреть на мир по-новому, «свежо»  если можно так выразиться. И меня восхищает все вокруг!

Россия тоже вызвала восторг?

О России я почти ничего не знал. Я однажды приезжал сюда, мне было всего восемнадцать лет. Но теперь я хотел узнать о стране как можно больше. Меня интересовали, в первую очередь, национальные меньшинства. Особенно — народы Кавказа, потому что невозможно разобраться, что там происходит, если смотреть (слушать, читать) только масс-медиа. Мне неинтересно следить за новостями. Я люблю находиться с людьми  с ними я узнаю жизнь... 

Что вы хотите «донести» до вашего зрителя?

То, что я делаю,  очень просто. Как и весь мой образ жизни. У меня нет дома. У меня один большой чемодан. Никакой собственности. Парадокс в том, что сегодня жить «просто»  очень сложно. Наверное, сегодня надо как раз подумать о том, как достичь этой простоты. Своими фильмами я пытаюсь ответить на вопрос: что такое  жить просто? Как это сделать? 

Путешествуя по России, вы вели дневник. В нем много исторических фактов  вы не поленились «залезть в учебники». Зачем? Ведь ваша специализация  музыка?

Меня интересует не только музыка! Совсем нет! Я не рассматриваю музыку отдельно. Мне она любопытна как часть культуры. Поэтому, когда я путешествую, я должен видеть всю картину целиком. Вот для этого как раз и надо «лезть в книги», задавать вопросы. Но я никогда не готовлюсь заранее (перед тем как поехать куда-то). Зачем я буду что-то узнавать о стране, если я сейчас там не нахожусь? Всё должно происходить естественно, в режиме реального времени. 

Какой миф о России рассеялся для вас навсегда?

Миф о том, что русские  неприветливые, суровые, «холодные» люди. Вы совсем не такие! Я с удовольствием путешествую по России. 

Случались ли неприятные (или опасные, странные) моменты во время работы над «Российским проектом»?

В России ничего такого не было. Если не считать, конечно, отчаянных водителей в Дагестане: когда тебя везут на машине по горной дороге со скоростью сто пятьдесят километров в час, начинаешь слегка нервничать.

Во время ваших путешествий вам помогают «добровольцы» из числа местного населения. Что ими движет? Зачем им это нужно?

Отличный вопрос  зачем? Не знаю. Вероятно, они считают, что это важно для их родной культуры. Я не всегда жду, пока добровольцы найдутся сами собой  иногда сам прошу мне посодействовать. Пару лет назад мне пришло письмо из Воронежа от девушки, которой просто понравились мои фильмы. Я поблагодарил ее и заодно спросил, может ли она помочь организовать мою поездку в Россию. Она ответила: «Почему бы нет?». И вот я здесь.

Люди часто не знают ничего о своей культуре. Почему?

Так происходит по всей планете: мы стремимся познать мир вокруг нас и отрываемся при этом от своих собственных корней. Знаете, я путешествую, например, по русским деревням, собираю информацию, снимаю видео, и нередко местные жители (которых я прошу поучаствовать) в процессе работы приходят в еще больший восторг, чем я! Люди «раскрываются».

Останется ли в России лет через пятьдесят хоть какое-то этническое наследие? Как его сберечь?

Останется, бесспорно. Просто надо переждать эту «бурю»  я имею в виду глобализацию. Да, сейчас этническая культура под угрозой, но через пару поколений люди начнут задумываться о своей «идентичности», о своих корнях, начнется переоценка собственной принадлежности к родной культуре. А чтобы сохранить корни, нужно не так много людей. Под «сохранить» я не имею в виду какой-нибудь музей. Сохранять нужно в жизни, в естественной среде. И вот тогда, через пару поколений, начнется возрождение… Да, я оптимист.