Лассе Халльстрем, снимая в 2000 году «Шоколад» с Жюльет Бинош и Джонни Деппом, нашел отличный рецепт «кино исключительно для всех»: трогательная история, изумительные пейзажи и о-о-очень вкусная еда. Впрочем, в его новом фильме «Пряности и страсти», как и в «Шоколаде», пиршеством для глаз дело не ограничится.

Оскароносная Хелен Миррен, прославившаяся в роли Елизаветы II в фильме «Королева», нынче встала у руля престижного ресторана в Провансе. Ее героине приходится скрепя сердце мириться с открывшимся по соседству кафе индийских эмигрантов. Актриса — полная противоположность своей мадам Малори: она проповедует терпимость и ничего не смыслит в кухне…

— Хелен, вы согласились сниматься в этом фильме, потому что он про еду? Может быть, вы любите готовить?

— Меня завораживает процесс приготовления пищи, поэтому могу не отрываясь, часами смотреть всевозможные кулинарные программы. Но сама, увы, не могу похвастать поварскими способностями. Разве что супы у меня получаются неплохо. Но и за них я вряд ли бы получила звание «шеф-повара». Признаюсь, мой муж Тейлор (кинорежиссер Тейлор Хэкфорд. — «ВД») гораздо уместнее на кухне, чем я.

— Забавно, что первый фильм, где я впервые увидела актрису Хелен Миррен, — «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя, действие которого разворачивается во французском ресторане.

— Я все время вспоминала о нем, пока снималась у Лассе Халльстрема. Нет-нет, я ни в коем случае не сравниваю режиссеров и сами фильмы. Просто на «Поваре, воре…» бюджет был весьма скромным и нас кормили бог знает чем, какими-то чудовищными консервами. И настоящей мукой было возвращаться с обеда на съемочную площадку, погружаться в устрично-омаровое роскошество на столе и не иметь возможности отщипнуть хоть кусочек. На съемках фильма «Пряности и страсти» мы все наслаждались невероятно вкусной едой, которую для всей съемочной группы по субботам готовил Ом Пури (в фильме он сыграл роль главы индийского семейства. — «ВД»). Оказалось, он не только прекрасный актер, но еще и настоящий мастер кулинарного искусства. Представьте себе: красоты юга Франции, местная кухня и индийские праздники от Пури — мечта, а не работа! Надеюсь, настроение, в котором мы все пребывали на съемочной площадке, передастся даже самым пессимистично настроенным зрителям.   

— Команда отличных актеров, ароматы экзотической кухни, роскошный ландшафт — ингредиенты беспроигрышной голливудской истории...

— Конечно, мы не претендовали на лавры интеллектуального арт-хауса. Мы хотели снять просто хорошую, трогательную историю про людей. Но, кстати, раз уж речь идет о кухне, то уместно сравнить создание этого фильма с приготовлением суфле. Казалось бы, ничего сложного, но неправильные ингредиенты или неверно рассчитанное время — и суфле потеряет вид и вкус. То же самое и с нашим фильмом — сохранить легкость, воздушность было не так-то просто. И при всей своей легкости, «Пряности и страсти» поднимает очень важную тему, которая лучше всего сформулирована в заповеди «Возлюби ближнего как самого себя». Остается добавить: даже если он полная противоположность тебе. Этот фильм не о конфликте двух поваров-конкурентов. Здесь речь идет о неприятии «чужих» и о попытке найти общий язык. Для меня эта тема очень важна, настолько, что давным-давно, когда тату были только у моряков, я вытатуировала древний индийский символический знак притяжения двух противоположных, но равноценных сил. Эта татуировка, которую я сделала, когда мне не было еще тридцати, стала своего рода девизом моей жизни. Я признаю, что возлюбить ближнего своего очень тяжело, но все же мы должны к этому стремиться.

— Я читала, что Ом Пури, встретив вас впервые, встал перед вами на колени со словами: «Ваше высочество, пожалуйста, примите мои поздравления!»

— Да, это было очень мило!

— Вам не единожды довелось играть царственных особ. На телеэкране вы появились в образе Елизаветы I, в большом кино и на сцене вы были королевой Шарлоттой в «Безумии короля Георга» и ныне здравствующей королевой Елизаветой II. Какие эмоции вы испытываете по этому поводу?

— Ничего, кроме удивления. Я выросла в рабочем квартале Лондона, так что я никакая не леди...

— Но в семье русского дворянина…

— ...и дочери английского мясника. От папы мне передалась типично русская страсть пофилософствовать. Зато благодаря маме я по-пролетарски практична, предприимчива, вынослива… Мы жили в очень стесненных обстоятельствах, когда умер папа, на нашем счету оставалось всего лишь 300 фунтов. Так что я с юности была вынуждена, стиснув зубы, бороться за место под солнцем. И когда мне сейчас поминают мое «ню» в «Калигуле», то хочется спросить: а у меня, молодой, никому неизвестной, без всякой протекции актрисы, был выбор? Да, он был: получить гонорар и заплатить за отопление либо помирать от холода. Но я ничуть не жалею о компромиссах, на которые мне тогда пришлось идти, — у меня прекрасная, очень интересная и насыщенная жизнь. Я благодарна судьбе за все.

— И все же о чем-нибудь вы жалеете? Например, что так и не стали матерью? Или вам неприятно об этом говорить?

— Нет, я стараюсь быть максимально открытой, так я ощущаю общность с другими людьми. Зачем секретничать? Мы все в одной лодке, и, может, кому-то мои откровения помогут решить его проблемы. А что касается детей, то, знаете, я никогда не хотела их иметь. Не то чтобы я не люблю детей, нет, они милы, забавны. Но особого желания стать матерью у меня не было никогда. Считайте, что это мой вклад в экологию, ведь нас слишком много, планета явно перегружена! Зато у моего мужа Тейлора дети, внуки, и я наслаждаюсь нашими совместными ужинами.

Вот если я о чем-то жалею, то только о том, что поздно встретила Тейлора. Хотя предыдущие свои союзы я вовсе не проклинаю, они тоже мне много дали в смысле постижения жизни, и все же… Когда я, наконец, собралась с духом и после 14 лет совместной жизни с Тейлором согласилась оформить наши с ним отношения, мне было уже за 50. На следующее утро я проснулась, долго смотрела на Тейлора и думала: «С ума сойти, это мой муж!!!» Я никогда не была так счастлива, а ведь я всю жизнь избегала всяких брачных обязательств!

— Как жена вы не похожи на сверхимпульсивную Софью Андреевну Толстую, которая превратила жизнь своего великого мужа в ад (Хелен Миррен сыграла супругу старца из Ясной Поляны в фильме «Последнее воскресенье» Майкла Хоффмана).

— Нет, конечно. Как говаривала костюмер, подавая мне платья Софьи Андреевны: «А в этом платье она крушила мебель». Я считаю, что в основе взаимоотношений любящих людей должны быть терпение и самообладание. Правда, иногда надо давать себе возможность расслабиться и от души стукнуть кулаком по столу.  

— Хелен, то, что у вас есть русские корни, повлияло на ваше согласие сыграть Софью Андреевну?

— У меня не просто русские корни — один из моих предков был фельдмаршалом, и он упоминается в «Войне и мире» Толстого. Так что я просто обязана была сняться в этой картине.

— Но, опять же, неужели не жаль было, что вы оказались лишены того положения, которое вы могли иметь по праву рождения?

— Мой отец был социалистом и воспитывал меня соответственно. Я всегда гордилась тем, что своей финансовой независимостью обязана лишь самой себе. Это урок: чтобы выжить в нашем мире, надо рассчитывать только на саму себя.

— И при этом не боитесь рисковать. Не каждая актриса в вашем возрасте согласилась бы сниматься в боевике.

— Ну что вы! Когда меня пригласили поучаствовать в фильме «Сокровище нации», мне было ужасно страшно, ведь я никогда прежде не снималась в блокбастерах, и поначалу в этом мире я чувствовала себя чужой. Но все быстро встало на свои места, во многом благодаря Джону Войту (лауреат «Оскара», «Золотого глобуса», снимался в фильмах «Полуночный ковбой», «Враг государства», «Перл Харбор», отец Ангелины Джоли. — «ВД»). Удивительно — у нас совершенно разные политические взгляды, а это и супругов может развести. Мы же с Джоном моментально нашли общий язык. Иногда я думаю, что истоки нашей дружбы стоит искать в совместном путешествии по студии «Юниверсал» (для туристов на территории студии создан тематический парк, в котором аттракционы оформлены как путешествие по сюжетам известных кинолент. — «ВД»). Мы изрядно повеселились, воображая себя героями «Парка юрского периода»! Вот так легко я попала в голливудское большое кино. Мне понравилось — все оказалось очень весело, и я наконец-то могла не докапываться до сути своих героинь. Я просто наслаждалась самим кинопроцессом, так же как мадам Мелори наслаждается на кухне своего ресторана. Так что я не прочь задержаться в Голливуде!

Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR.