Кирси Тюккюляйнен

Кирси Тюккюляйнен – опытный и харизматичный деятель киноиндустрии, открывший миру финский кинематограф и братьев Каурисмяки, бессменный организатор «Недель финского кино» в Петербурге, программный директор многих кинофестивалей, в том числе ММКФ. Теперь ее цель – создание имиджа молодого петербургского фестиваля «Кинофорум». Перед главным кинособытием этой осени «ВД» встретился с энергичной финкой и узнал подробности предстоящего грандиозного праздника кино.

- Это уже третий «Кинофорум», но вы впервые сотрудничаете с кинофестивалем, расскажите, что будет нового в этом году?

- Да, действительно, это мое первое участие в «Кинофоруме». И прежде всего, хотелось бы подчеркнуть важность проведения фестиваля в Петербурге, ведь это родина российской кинематографии, и именно здесь находится старейшая киностудия, поэтому очень важно, чтобы у города был прекрасный фестиваль. Такая история обязывает нас делать все возможное для этого. Между прочим, Финляндия получила киноискусство благодаря России: братья Люмьеры ехали снимать коронацию Николая II через Хельсинки, таким образом, у них была возможность поделиться опытом сразу с двумя странами...

В состав «Кинофорума» входит несколько фестивалей. Я занимаюсь международным конкурсом, и всего отобрано 14 кинолент – это оптимальное количество: каждый день будут демонстрироваться по два фильма. То есть у петербургских киноманов будет возможность проследить за программой в целом. А общее количество картин кинофестиваля – около 70.

Кадр из фильма «После Лючии».

- Можете назвать самые интересные программы?

- Будет много интересного. Например, я предложила создать уникальную программу – «Шедевры ̎Ленфильма̎», состоящую из фильмов, которые мало кто видел, да и я, признаться, была удивлена существованием некоторых. По политическим причинам долгие годы им пришлось пролежать «на полке». Это «Соль Сванетии» и «Красная палатка» Калатозова, «Первороссияне» Иванова и Шифферса, «Любовь с первого взгляда» Эсадзе, «Долгая счастливая жизнь» Шпаликова, «Происшествие, которого никто не заметил» и «Вторая попытка Виктора Крохина» Шешукова. На фестивале будут картины Иерусалимского фестиваля; показы, посвященные Северным странам и турецкому новому кино; 10 фильмов из коллекции форума «Берлинале». Немного нового индийского кино, но не Болливуд, а независимое кино, без привычных танцев и песен.

Кадр из фильма «Красная палатка».

- Я читала, что будет какая-то программа, приуроченная к 100-летию со дня рождения ?

- Не совсем так, будут спецпоказы, посвященные 30-летию фильма «Фанни и Александр» Бергмана и вокруг этого события состоится несколько мероприятий. Посетит фестиваль продюсер этой картины – финн Йорн Доннор, получивший за нее «Оскара»; также мы покажем две его режиссерские работы – документальную картину о Бергмане и художественный фильм «Поперечная балка». Кстати, еще состоятся сеансы в честь других заслуженных и известных деятелей кино, среди них , Аку Лоухимиес, Харриет Андерсон, Нури Джейлан.

- Какая основная задача фестиваля?

- Сделать так, чтобы было интересно любому зрителю, от мала до велика, показать хорошее современное кино и способствовать его популяризации с надеждой на то, что некоторые фильмы впоследствии могут появиться на широких экранах, пусть и в ограниченном прокате. Ведь мы представляем не фестиваль экспериментального и арт-хаусного кино, а фестиваль, который стремится стать важным городским событием, представить достойное и «сильное» кино. Так что наша задача состоит в том, чтобы современное, интересное, живое кино из разных стран, где сильная кинематография, дошло до зрителя.

- Какими «качествами» должны обладать фильмы, чтобы попасть в конкурс?

- Прежде всего искренностью... Чтобы фильм был способен растрогать меня, ну и, конечно, всех членов отборочной комиссии.

- А кто помогал вам в этом нелегком деле – отборе кинофильмов?

- Главный наш отборщик – это Алексей Дунаевский, известный киноман, критик и киновед, а также мои давнишние коллеги – это директор Таллинского фестиваля «Темные ночи» Тийна Локк, а также директор Хельсинского фестиваля Пекка Ланерва. Мы все опытные люди, профессионалы, но прежде всего считаем себя зрителями, поэтому важно, чтобы кино нас трогнуло, важно, когда оно рассказывает новые истории, когда заставляет смеяться и плакать. И принцип простой: если трогает нас, то наверняка будет трогать и других.

Кадр из фильма «После мрака свет».

- Все картины отсмотрены, наверняка у вас появились фильмы-фавориты, можете их назвать?

- Слишком много хороших картин, трудно выделить несколько. Но могу сказать, что в конкурс попали фильмы российского и финского режиссеров, чему я очень рада. А полный список номинантов, членов жюри и приглашенных гостей мы огласим 4 сентября (Развернутая программа фестиваля).

- Общий уровень присланных работ вас порадовал?

- В целом да, он достаточно высок. Конечно, были и, прямо скажем, плохие работы, но это тоже прекрасно, ведь ты начинаешь думать, что режиссер и его команда хотели этим что-то показать, вложили смысл и потратили много усилий. То есть все равно и плохой фильм наводит на рассуждения. Жизнь, как и кино, прекрасна своей непредсказуемостью.

- Будут ли братья Каурисмяки на кинофестивале, ведь вы всегда рядом – не зря же вас называют «крестной мамой финского кино и »?

- К сожалению, приехать у них не получится. Аки снимает сейчас новый фильм. Но приедет другой знаменитый финский режиссер – .

- А последний его фильм «Гавр» вам понравился?

- Очень… Это очень тонкий, нежный и трогательный фильм…

Кадр из фильма «Голая бухта».

- Кто из современных кинематографистов Финляндии вам нравится также как Аки Каурисмяки?

- Никто... Так, как он, никто (Смеется.) Но если говорить о молодых кинематографистах, то есть одна женщина – Зайда Бергрот, в прошлом году очередную «Неделю финского кино» в Петербурге мы открывали ее фильмом «Хороший сын». Это ее вторая художественная картина, до этого была короткометражка, а сейчас уже готовится третий полнометражный фильм, который я жду с нетерпением. Считаю ее очень талантливой. Есть еще один режиссер, которого очень люблю, – это «ветеран» финского кино с внушительной фильмографией – . В начале 80-х годов она снимала на «Ленфильме» крупную картину – «Огненная голова», попавшую на конкурс Каннского фестиваля. Сейчас готовится к съемкам новой картины, в основе которой известная книга финской писательницы Пиркко Сайсио «Бетонная ночь».

- Вы не только организатор показов финского кино в России, но и российских фильмов в Финляндии и Эстонии, какие «наши» фильмы заслуживают внимания, по вашему мнению?

- Иногда выбор фильмов зависит от темы фестиваля, но вот, например, в этом году в Хельсинки состоится большая премьера «Фауста» , фильм давно ждут, так как в Финляндии хорошо знакомы с его творчеством. А для фестиваля «Любовь и анархия» я рекомендовала «Кококо» и фильм «Жить», который видела на «Кинотавре» в Сочи, он, как ни какой другой, подходит этому кинофестивалю. А еще безумно понравился новый фильм «Роль», сейчас он в стадии пост-продакшна. Жду дебюта замечательного сценариста Геннадия Островского с картиной «Пельмени», я видела уже некоторые отснятые материалы – это невероятно смешно и трогательно. Фильмы абсолютно разные, но я уверенна, что у них будет прекрасная фестивальная судьба.