Великая Французская революция. Женский монастырь кармелиток. Дни обители сочтены – готов декрет новых властей о ее уничтожении. Среди сестер нищенствующего ордена – бывшая маркиза Бланш. У красавицы есть возможность спастись. Но вера молодой женщины сильнее желания жить. В божественную музыку финала оперы вторгаются скрежет гильотины и скрип ступенек, ведущих на эшафот. Погибают все. Побеждает величие духа.
В «Диалогах кармелиток» каждый услышит свое. В трех-актной опере есть философия и лирика, трагедия и детектив. Сюжет, достойный пера романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана и постмодерниста Умберто Эко, перекликается и с событиями российской истории. К служителям культа немилосердны все великие революции.
Классик XX века Франсис Пуленк написал всего три оперы. Самая известная – «Человеческий голос» по монопьесе Жана Кокто. Мастер музыкальной светотени и вокальной психологии не изменил себе и в «Диалогах кармелиток». Пуленк всем алгоритмам новейших музыкальных систем предпочел «человечный стиль»: писал искренне, эмоционально и непосредственно. Ценил мелодизм во всех его полутонах и нюансах, тщательно разрабатывал оркестр.
В первой премьере «Кармелиток», состоявшейся в 1957 году в миланском «Ла Скала», партию Бланш пела муза композитора Дениз Дюваль. Певица неземной красоты вдохновляла Пуленка на многие сочинения. Не оттого ли главная партия «монастырской» оперы столь многообразна и чувственна? Вполне возможно, у композитора был еще один источник вдохновения – барочная скульптура «Экстаз Святой Терезы». Лоренцо Бернини запечатлел знаменитую кармелитку Терезу Авильскую. Мученица за веру, Бланш в последний миг жизни видит ангела.