На этой неделе в репертуаре «Геликона» появится опера «Диалоги кармелиток» в режиссуре Дмитрия Бертмана. В России эта опера Франсиса Пуленка никогда не шла, творчество ее автора наша публика знает плохо. Худрук театра Дмитрий Бертман не боится незнакомых названий, справедливо рассчитывая на пытливый ум своих зрителей.

Великая Французская революция. Женский монастырь кармелиток. Дни обители сочтены – готов декрет новых властей о ее уничтожении. Среди сестер нищенствующего ордена – бывшая маркиза Бланш. У красавицы есть возможность спастись. Но вера молодой женщины сильнее желания жить. В божественную музыку финала оперы вторгаются скрежет гильотины и скрип ступенек, ведущих на эшафот. Погибают все. Побеждает величие духа.

В «Диалогах кармелиток» каждый услышит свое. В трех-актной опере есть философия и лирика, трагедия и детектив. Сюжет, достойный пера романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана и постмодерниста Умберто Эко, перекликается и с событиями российской истории. К служителям культа немилосердны все великие революции.

Классик XX века Франсис Пуленк написал всего три оперы. Самая известная – «Человеческий голос» по монопьесе Жана Кокто. Мастер музыкальной светотени и вокальной психологии не изменил себе и в «Диалогах кармелиток». Пуленк всем алгоритмам новейших музыкальных систем предпочел «человечный стиль»: писал искренне, эмоционально и непосредственно. Ценил мелодизм во всех его полутонах и нюансах, тщательно разрабатывал оркестр.

В первой премьере «Кармелиток», состоявшейся в 1957 году в миланском «Ла Скала», партию Бланш пела муза композитора Дениз Дюваль. Певица неземной красоты вдохновляла Пуленка на многие сочинения. Не оттого ли главная партия «монастырской» оперы столь многообразна и чувственна? Вполне возможно, у композитора был еще один источник вдохновения – барочная скульптура «Экстаз Святой Терезы». Лоренцо Бернини запечатлел знаменитую кармелитку Терезу Авильскую. Мученица за веру, Бланш в последний миг жизни видит ангела.