На юбилейную программу «Золотой Маски» едут три спектакля Новосибирского театра оперы и балета. На гастроли приезжают два легендарных балета Мариуса Петипа, любовно отреставрированные Сергеем Вихаревым, и современная опера Шнитке «Жизнь с идиотом» на либретто Виктора Ерофеева.

В либретто «Коппелии» (на фото) от сумрачной философии Гофмана (рассказ «Песочный человек») остался лишь каркас сюжета: ветреный юноша на время увлекается механической куклой Коппелией, забывая о невесте Сванильде. Вихрь классического танца, помноженный на польско-венгерско-украинские плясовые мотивы, гарантирует два акта театрального удовольствия. Тем более что сибирская труппа сегодня в хорошей профессиональной форме, а исполнительница партии Сванильды Анна Жарова, два года назад получившая «Маску», в этом балете чудо как хороша.

Она же танцует Китри в «Дон Кихоте», упоительном миксте классики с испанским танцем. Основной костяк хореографии – от зажигательных народных плясок на площади Барселоны до финального па-де-де Китри и Базиля – остается, конечно же, в неприкосновенности. Но к массе вееров, кастаньет, томных взглядов и веселых обманов Сергей Вихарев добавил несколько броских моментов, возвращающих балет к премьере 1869 года. Налет придворной эклектики и старинного кича придает реконструированному спектаклю своеобразную прелесть в глазах эстетствующих потомков.

«Жизнь с идиотом» – опера в жанре соцарта, крупная художественная сенсация, тем более в постановке провинциального театра. Схожесть облика и манер главного героя Вовы с вождем мирового пролетариата не настолько прозрачна, чтобы наполненный черным юмором спектакль стал агиткой против «совка». Да и музыка Альфреда Шнитке с ее перекличками с прошлым гораздо глубже, чем сатира. Политика – это фарс, а жизнь – трагикомедия. Если прекраснодушный герой, читающий хорошие книжки, добровольно впускает в свою квартиру мычащего Вову, не стоит удивляться, что жилец мигом почувствует себя хозяином, а повседневная жизнь обернется сюрреалистическим кошмаром.