В Большом театре покажут «Пиковую даму» в постановке Льва Додина.

Есть такие опусы, за которые артисты не любят браться, — те будто бы приносят несчастья. В этом списке подозрительные «Вий», «Мастер и Маргарита» и прочая чертовщина, но особо влиятельна роковая старуха «Пиковая дама». Ее заклинание про тройку, семерку и туза вместе с подмигиванием из гроба довели до умопомрачения заблудшего молодого человека, и в театрах эту историю недолюбливают. У Большого тоже не слишком складывается. Прежнюю «Пиковую даму» не так давно заменяли новой в постановке Валерия Фокина, да еще и проникновенно танцевали в балете благодаря Ролану Пети. А теперь «Пиковую» ставят заново — подоспел юбилейный год 175-летия Чайковского, и освежить его оперный шедевр просто дело чести.

Большой уже рутинно поругивает режиссеров драмы, постоянно забредающих в оперу. Но премьеру опять доверил человеку драмы, мэтру Льву Додину. Про регалии художественного руководителя санкт-петербургского Малого драматического театра Льва Додина говорить как-то неприлично, он живой классик. Авторитет в театральном мире у Додина таков, что на постановку оперы — умопомрачительно престижную «Электру» в Зальцбурге — его впервые приглашал другой живой классик Клаудио Аббадо. Отношения с «Пиковой дамой» у него тоже давние, почти уже интимные. Впервые Додин ставил ее в 1998 году в Нидерландской национальной опере, потом она с громадным успехом шла во флорентийском театре Комунале и в Парижской опере.

В Большом «Пиковая дама» появится как копродукция названных театров, но со сделанными для этой конкретной сцены поправками в режиссерском решении. «ВД» откроет читателям страшную правду: полная запись парижской премьеры в хорошем качестве есть в русскоязычном интернете, так что все желающие могут размазать (или подогреть) свой интерес к премьере. Остальных же заинтригуем: со свойственным Додину пиететом к психологическому театру он строит концепцию на финале Пушкина, поместившего сошедшего с ума Германна в Обуховскую больницу. Так что новая «Пиковая» трактует известный сюжет как историю человеческой болезни жадности, тщеславия и жестокосердия. Слово Додину: «Разрывающая человека страсть — выиграть жизнь в один момент, одним ударом. Никто не хочет процесса, все хотят результата. А это, к сожалению, почти всегда ведет к самоуничтожению, потому что выиграть жизнь нельзя».

Додин не раз говорил, что просто тиражировать свои спектакли ему неинтересно, и к опере это относится тем более. Солисты, хор, наконец, гений места все равно меняют спектакль, даже если постановочная команда стремится повторить все точь-в-точь. Режиссер прекрасно понимает, что равного европейским сценам спектакля не будет еще и потому, что отечественному зрителю не только худо-бедно известен сюжет, но и гораздо ближе логика героев. Художником-постановщиком «Пиковой дамы» по-прежнему остается гениальный Давид Боровский, остались и костюмы Хлои Оболенской. А вот за дирижерский пульт оркестра Большого встанет Михаил Юровский, человек из звездной музыкальной династии, сын композитора и отец двух знаменитых дирижеров, Владимира и Дмитрия Юровских.

Если вы заждались ориентированной на психологический театр оперы, готовьтесь пойти в Большой. И не слушайте, когда музыкальные театры ругают распоряжающихся музыкой драматических режиссеров. Они сами рады снова попробовать.