Театр «Современник» открыл сезон спектаклем Артура Смольянинова «Посвящается Ялте» по стихам Иосифа Бродского. «ВД» рассказывает о необычной премьере, а заодно вспоминает лучшие поэтические спектакли Москвы.

«Посвящается Ялте»
«Современник»
22 ноября, СБ

Кто бы мог подумать, что Артур Смольянинов — горячий поклонник музыки Альфреда Шнитке и произведений Иосифа Бродского? В своем режиссерском дебюте он отдал дань обоим кумирам. Получилась как минимум нестыдная иллюстрация детективной поэмы. Несомненный плюс — со сцены звучит первая соната Шнитке в исполнении звездных музыкантов: Бориса Андриянова (виолончель) и Андрея Гугнина (фортепиано). Смольянинов выходит на сцену сразу в трех ролях — строгого следователя и подозреваемых в загадочном убийстве одинокого мужчины — чудаковатого шахматиста и брутального капитана. Играет очень аккуратно, намеренно сдерживая любые личные интонации. Никакой мелодрамы или пафоса. На первом плане — сложные философские метафоры Бродского. В общем, если в театре от провокации вы успели устать, этот тихий, грустный и очень атмосферный спектакль (в живописных декорациях Ирины Уколовой оживает Ялта) вам понравится. И на Артура Смольянинова вы точно взгляните по-другому.

«Отравленная туника»
«Мастерская Петра Фоменко»
23 ноября, ВС

Стихотворную трагедию Николая Гумилева в «Мастерской» поставил Иван Поповски. Ученик Петра Фоменко еще во время учебы в ГИТИСе питал слабость к вычурным стихам Серебряного века (театралы со стажем помнят его очень удачное «Приключение» по поэме Марины Цветаевой). В «Отравленной тунике» со сцены звучит возвышенный гумилевский белый слог. «Фоменки» нарочито отстраненно читают пышные стихи о любви и придворных интригах, попутно застывая в статуарных позах или двигаясь на котурнах. Как они это делают — глаз не отвезти. Вы непременно будете сопереживать дочери византийского императора Юстиниана (Мадлен Джабраилова) и арабу (Кириллу Пирогову), изнывающим от преступной страсти. Отдельного упоминания стоят умопомрачительные костюмы сербской художницы Ангелину Атлагич, — их копии и сегодня выставлены в мини-музее в главном фойе театра.

«Нет лет»
Театр на Таганке
расписание уточняйте на официальном сайте taganka.theatre.ru

Спектакль Вениамина Смехова — идеальное пособие для тех, кому интересна история любимовского театра и особенно его поэтические спектакли-легенды — «Антимиры», «Пугачев», «Послушайте» и др. «Нет лет» сделан по любимовской схеме и очень точно передает дух старой Таганки, — здесь и хоровое начало, и площадная эстетика, и минималистские декорации. Стихотворения шестидесятника Евгения Евтушенко взяты за основу. Приятная неожиданность — никакой гражданской лирики. Перед публикой не Евтушенко-трибун, а Евтушенко-лирик.
Читают знаменитые стихи («Любимая, спи», «Последняя попытка стать счастливым», «Со мною вот что происходит» и др.) двадцать актеров — в программке они названы «ветераны» и «не ветераны». Кстати, сам Смехов также выходит на сцену — это редкое событие точно не стоит пропускать.

«Короткий метр»
Центр им. Вс. Мейерхольда
26 ноября, СР

Можно по-разному относиться к творчеству Веры Полозковой, но ее имя сегодня — своего рода бренд. Билетов не достать, гастроли по стране расписаны на год вперед. Полозкова — одна из немногих московских поэтов, которые не просто читают свои стихи со сцены (кстати, Вера делает это уникально — джазовым голосом, утрируя интонации и намеренно забывая про паузы). Она превращает их в спектакли. Обязательно с сюжетом, вмещающим сразу несколько очень женских историй про неразделенную любовь и одиночество в большом городе. Стильная сценография и джазовый саундтрек «входят в комплект». Самый новый спектакль Полозковой идет в ЦИМе. По словам автора, в нем она хотела «поиграть в кинематограф». Сцена оформлена аудиовизуальными инсталляциями, создающими у зрителя иллюзию присутствия в кинотеатре. Верины стихи (помимо автора, их читают также Алиса Гребенщикова. Павел Артемьев, Юлия Волкова и Ирина Михайловская) перемежаются показом отрывков из культовых кинофильмов Трюффо, Тарантино, Джармуша, Тарковского. Романтичнее, как говорится, некуда.

«Из пустоты»
Театр Ермоловой
23 ноября, ВС

Поэзию первой волны эмиграции в спектакле Театра Ермоловой оформили в удивительно красивый и нежный спектакль. Восемь поэтов — восемь сценок-зарисовок. Бунина читает Владимир Андреев, Гиппиус — Светлана Головина, Георгия Иванова — Олег Меньшиков. Критики эту роль считают одной из последних больших удач артиста. Ни намека на привычную звездность и денди-амплуа. Меньшиков очень точно играет смертельно усталого человека, иронично и отстраненно смотрящего на жутковатую реальность вокруг («Стихи и звезды остаются. А остальное — все равно!»). Отдельно стоит сказать о сценографии. На темной пустой сцене — гигантские белые листы. Они спускаются из-под колосников, образуют стены, превращаются в крылья, становятся тюрьмой или погребальным саваном. На них же поэты пишут черной краской свои стихи. Не сомневайтесь — лучшего спектакля по сложной (и далеко не всем знакомой) поэзии на большой сцене в Москве просто нет.