ПОИСК
Влад Васюхин
23 октября 2014

Гвардия Белого

«Интеллектуальный мачо», звезда МХТ, один из самых ярких актеров своего поколения Анатолий Белый в интервью «ВД» раскрыл тайну булгаковского Мастера и рассказал, чем ему интересен Малевич.

Кабинет без окон. Фирменный оливковый цвет. Завитушки модерна. Массивный стол. С одной стороны, ни люди, ни шумы, ни запахи не помешают разговору, с другой — как-то уж явно это выхолощенное, лишенное души помещение напоминает не чрево МХТ, а место для VIP-допроса или вербовки. А впрочем, где еще беседовать с актером, о котором, несмотря на всю его улыбчивость и демократичное «Толя» при знакомстве, постоянно говорят: закрытый, загадочный, замкнутый, вещь в себе. Невзирая на договоренности, Белый явно не настроен на интервью. По словам коллег, он часто от них отказывается. Как отказывается в последнее время от ролей бизнесменов и бандитов.
— Что у меня в театре? Ничего. Ровным счетом. Играю старые спектакли. Говорить не о чем. Никаких информационных поводов. Совсем.
В последние годы в театре Белый брал паузу. Объяснил это усталостью — истощился, премьеры шли одна за другой. Однако во время своего творческого отпуска он активно снимался.
— А вот сериал «Орлова и Александров», еще не имевший эфира, где вы сыграли знаменитого комедиографа… Он тоже, говорят, весьма закрытый был господин?
— Да я уже устал говорить о нем! Все что мог — рассказал, а повторяться не хочется.
И вдруг понимаешь, что это — не кокетство, и не упрямство, и не дурное настроение. Просто Белый не стремится к популярности. К большим работам — да, а к ажиотажу — нет.

— Недавно вы сыграли Казимира Малевича в фильме Александра Митты «Шагал — Малевич». С этим героем у вас есть что-то общее?
— Я не считаю себя знатоком живописи, и Малевич для — как высшая математика. Открыл его для себя с другой стороны. Вроде бы он диктатор, человек твердый, точно вырубленный из камня, а при этом — хлебосольный хозяин. «Черный квадрат» мог бы нарисовать любой, но сделал-то это Малевич!
При всей самокритичности и самоиронии Белый знает себе цену как актеру. Произошло это благодаря МХТ им. Чехова, где ему предлагают интереснейший материал — от Шекспира и Булгакова Эти отборные роли — его «гвардия». И мы начинаем говорить о Мастере, впервые сыгранном им три года назад.

— Многие боятся этого романа. Ну как его поставить? С какого бока подступиться? И пришел вдруг иностранец — венгерский режиссер Янош Сас — и говорит: «А я это сделаю!» Я испытывал большой страх перед этой ролью, считал, что ее должен играть некий знаковый человек, герой нашего времени, а не я со своим багажом.
— В вашем исполнении Мастер становится главным героем, отодвигая Воланда и его свиту. Это самый сложный для вас спектакль?
— Нет. Был «Король Лир» японского режиссера Сузуки, когда я думал на репетициях, что просто умру. Есть «Человек-подушка», поставленный Кириллом Серебренниковым, вот он — самый затратный для меня.
Не так давно Белый ушел из двух популярных спектаклей, где у него были заметные роли — объяснил Табакову, что физически не может играть, когда, на его субъективный взгляд, спектакли уже «не в той форме». Олег Павлович его понял.

— Вы как-то сказали, что актерское дело очень забываемое, что театр — ежеминутное искусство. А были чужие спектакли, которые живы в вашей памяти до сих пор?
— Мой педагог в Щепкинском училище, Людмила Николаевна Новикова, работала вторым режиссером у Анатолия Васильева, и благодаря ей я попал на его легендарный спектакль «Серсо». Помню до сих пор. Или, скажем, «Чайка» в постановке Юрия Бутусова, которую я смотрел в «Сатириконе» уже четыре раза. Вообще я благодарный зритель.
— Многие не знают, но вы занимаетесь еще и дубляжом фильмов, голосом Белого говорят Киану Ривз и Эрик Бана. А вот кто из голливудских коллег мог бы озвучить вас?
— Там много хороших парней. Но я бы предпочел, чтобы это был Джуд Лоу.


«В фильме не будет никаких скандальных открытий — лишь история про великую любовь, которая спасла их от тирании и Сталина».
(Анатолий Белый о фильме «Орлова и Александров»)

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».