Камерную оперу Майкла Наймана теперь можно услышать в России. Музыкальный минимализм, уже успевший на Западе стать сперва классикой, а потом ширпотребом, входит и в российскую практику. «Маленький мировой театр» впервые на русском языке играет камерную оперу Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». Рассказывать что-то о Наймане – не элегантно.

Все знают культовые фильмы Питера Гринуэя, многие помнят «визитную карточку» композитора – символизирующий неотвратимость возмездия «Memorial» с исступленным женским вокалом в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник». Найман – человек-легенда, один из самых продаваемых живых классиков, главный композитор Британии.

Эмоциональная бесстрастность и отсутствие звукоподражательных ассоциаций у Наймана пусть и противоречат оперным устоям, однако создают ауру притягательности. Отнестись к этому лучше всего как к красивому орнаменту или гербарию. Маэстро избегает грубых приемов и реалистических штрихов в письме, вместо большого оркестра у него скромный ансамбль: рояль, две скрипки, альт, две виолончели и арфа.

Тем парадоксальнее сюжет из сферы человеческих патологий. В основе либретто этой провокационной метафорической оперы (1986) – книга-бестселлер невропатолога Оливера Сакса, коллекция реальных «сказок» из его богатого клинического опыта. В одноактную оперу вошла история профессора пения Клауса П.

Событийную цепь составляют диагностические тесты доктора С. над Клаусом П., страдающим визуальной агнозией (слепотой в результате повреждения отделов мозга – больной воспринимает только разрозненные детали и не видит целого либо видит неадекватно). Нам показывают, как талантливый, аномальный человек выживает благодаря творчеству: музыка (а пациент воспринимает предметы как музыку) гармонизирует его сознание.