Собираясь на премьеру «Мертвых душ» в «Гоголь-центре», «ВД» вспомнил лучшие спектакли по классику в московских театрах.

Благодаря Кириллу Серебренникову и его «Гоголь-центру» Николая Васильевича в последнее время поминают всуе гораздо чаще, чем обычно. В этом году индекс классика в поисковых системах, видимо, вырастет еще больше, потому что в «Гоголь-центре» выпускают «Мертвые души». Серебренников ставит в Москве новую версию своего латышского спектакля, который показывали пару лет назад на фестивале NET. В нем тоже будут остроумные зонги, написанные Александром Маноцковым, а всех персонажей, в том числе женщин, детей и собак, сыграют исключительно мужчины. Накануне премьеры мы провели ревизию гоголевских спектаклей в других московских театрах и выяснили, где нужно смотреть «Ревизора», а где «Шинель».

«Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Театр п/р О. Табакова на сцене МХТ им. Чехова


Если вы предпочитаете старый добрый классический театр или вам нужно сводить ребенка на программного Гоголя, те же «Мертвые души» можно посмотреть в «Табакерке», вернее, на сцене МХТ имени Чехова, где идут некоторые спектакли театра. Эту постановку Миндаугаса Карбаускиса не принято относить к разряду удач режиссера, да и этапным прочтением Гоголя ее не назовешь. Здесь нет ни сумрачного гоголевского мистицизма, ни безысходной русской тоски, ни сатиры на действительность. Зато, что нетипично для Карбаускиса, есть легкость, простодушное веселье и лихо закрученная интрига. А главное — здесь есть Сергей Безруков, Олег Табаков и живые лошади. Первый в роли Чичикова демонстрирует чудеса лицедейства и пластической изворотливости, вьется мелким бесом и выкидывает забавные коленца. Плюшкин Табакова трогает до слез историей своего падения. А финальная сцена с жующей овес птицей-тройкой дышит покоем и умиротворением. В общем, выражаясь по-гоголевски, это спектакль, приятный во всех отношениях.

фото Владимира Луповского


«Игроки»
Театр им. Ермоловой


В репертуар обновленного Театра им. Ермоловой вошел спектакль «Театрального товарищества 814», поставленный еще в 2002 году. «Игроки» оказались самым живучим произведением Олега Меньшикова, потому что сделаны просто и добротно. Историю о карточных шулерах, которые пытаются обжулить друг друга, здесь играют в декорациях малороссийского хутора, местами — на украинском языке, с фольклорными песнями и настоящим оркестром, так что все происходящее напоминает раннего, смешливого Гоголя времен «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Игра тут идет не столько карточная, сколь театральная — куш сорвет тот, кто окажется ловчее, легче и артистичнее. Олег Меньшиков в роли главаря банды выглядит режиссером труппы бродячих комедиантов, которые запросто заигрывают и со зрителями. Удовольствие при этом получают все — и публика, и сами артисты.

фото Михаила Гутермана


«Ревизор»
Театр на Малой Бронной


Сергей Голомазов пошел по пути осовременивания классики. Действие гоголевской комедии он перенес в 30-е годы XX века. Здесь играют в бадминтон, подтягиваются на турнике и распевают вальсы советских лет. И вся эта свистопляска затеяна ради последней сцены — настоящий ревизор оказывается офицером НКВД, и сразу становится понятным тот страх, что испытывают жители города. Впрочем, в спектакле есть и много смешных моментов. Молодые актеры, недавние студенты Голомазова, с юношеским пылом отдаются игре. Из обаятельного Хлестакова (Даниил Страхов) и томной рыжекудрой Марьи Антоновны (Таисия Ручковская) выходит отличная лирическая пара. Но прежде всего стоит посмотреть на умного городничего Леонида Каневского, который годы спустя вернулся на сцену Малой Бронной. Ну а если такой осовремененный Гоголь вам не по душе, отправляйтесь в Малый театр, где идет самый что ни на есть классический «Ревизор».

фото Сергея Петрова


«Шинель»
Современник


Валерий Фокин оказался куда радикальнее своих коллег. В его «Шинели» не осталось почти ничего от гоголевского текста. Это спектакль для тех, кто хорошо знаком с первоисточником. Фокин концентрируется не на фабуле, а на атмосфере неуютного Петербурга и на жалкой фигурке одинокого, никчемного, бесполого существа — таким Башмачкина играет бесстрашная Марина Неелова. Актриса перевоплощается до неузнаваемости, еле волочит тяжелые башмаки, скрипит что-то себе под нос мультяшным голосом, зябко кутается в старую рыжую шинель, живущую своей отдельной жизнью. В спектакле множество формальных находок — на прозрачном экране-заднике разворачивается целый театр теней,
придуманный Ильей Эпельбаумом. Аккомпанирует действию оркестр шорохов и скрипов, созданный Александром Бакши, и ангельское пение солистов ансамбля «Сирин». В общем, зрелище для эстетов.

фото Екатерины Цветковой


«Гоголь. Вечера»
Гоголь-центр


Напоследок снова вернемся в «Гоголь-центр», где сейчас, кроме всего прочего, идет гоголевская трилогия студии «Саундрама». На сегодня это, пожалуй, самая оригинальная инсценировка Гоголя на московской сцене. Владимир Панков переводит текст «Вечеров на хуторе близ Диканьки» на язык звуков, передавая мистические приключения героев с помощью сложной музыкальной партитуры. Фольклорные мелодии, исполненные на аутентичных инструментах, Мусоргский, Римский-Корсаков и современный рок, шорохи, шумы и вокальные партии сливаются в причудливую ораторию, где веселая ярмарка соседствует с ведьминым шабашем, а гоголевские парубки и дивчины временами превращаются в советских колхозников. Три спектакля различаются по форме, но все же составляют стилевое единство, и знакомиться с ними можно в любом порядке. Но если вы посмотрите один, то непременно захотите увидеть и остальные.

фото: пресс-служба

Читайте также

Голый театр: обзор самых «пикантных» спектаклей двух столиц