В этом сезоне все отмечают 200-летие Верди. Живущий как на вулкане Большой театр по такому случаю замахнулся на громаду «Дона Карлоса».


Именно «Дона Карлоса» только что поставили Зальцбургский фестиваль и венская Штаатс опер, так что Большой рассчитывал попасть в клуб избранных. Словно забыв, что живем мы в таком климате — того и гляди снег пойдет. И снег-таки пошел: за две недели до премьеры из Большого театра уволился его музыкальный руководитель Василий Синайский. Оптимисты могут надеяться, что это не скажется на качестве постановки.

На сайте Большого имя дирижера-постановщика Синайского уже убрали. Отрабатывать вклад хозяев остался лишь главный хормейстер Валерий Борисов, остальная постановочная команда сплошь приглашенная. Режиссер — известный британец Эдриан Ноубл, долгие годы с успехом работавший в Королевском Шекспировском театре, так что в гениальных пьесах он знает толк. С высокими порывами музыкального мира он тоже справлялся: ставил в Метрополитен, венской Штаатсопер и так далее. Учитывая, что Дон Карлос по набору черт не уступает Гамлету, действо не будет томным. К тому же Большой облегчил режиссеру задачу, предпочтя первой парижской версии 1867 года более позднюю, урезанную для Ла Скала самим гениальным автором, — в итоге действий будет четыре, а не пять.

Даже если учитывать оперную условность, написанное по драме Шиллера либретто тянет на по-литический триллер. Испанский инфант Дон Карлос влюблен в свою невесту Елизавету Валуа, но из-за политических нужд на ней женится его отец, король Испании Филипп II. Обострение эдипова комплекса подкрашено социальной смутой: в подчиненных Испании XVI века Нидерландах зреет бунт, и бунтовщики возлагают на наследника престола надежды. Параллельные линии — влюбленная в Дона Карлоса принцесса Эболи (разумеется, меццо) и верный друг Родриго (разумеется, баритон). Все вместе сплетено в клубок интриг с участием инквизиции, и грустный финал ожидается с первых сцен.

Партии в «Доне Карлосе» большие и сложные, как характеры героев, и исполнять их будут в разные дни мировые звезды России, Италии, Мексики. Самый интересный — первый состав: заглавную партию отдали «носителю языка», выпускнику консерватории имени Верди итальянцу Андреа Каре, у которого есть шанс стать новым секс-символом оперного мира — он моложе Йонаса Кауфмана. Конкурировать с ним во втором составе будет обладатель солнечного тембра тенор-мексиканец Гектор Сандоваль. Королеву Елизавету поет отличное сопрано Вероника Джиоева, все активнее обживающая Большой, а властного отца Филиппа II — бывший солист хора Сретенского монастыря, ныне бас Большого театра Дмитрий Белосельский. И все-таки главное счастье в этой опере, конечно, музыка. Дуэт Дона Карлоса и верного Родриго Dio, che nell’alma infondere amor («Ты, кто посеял в сердцах людей любовь») обязательно отыщите заранее и послушайте, если еще не слышали. От этой мелодии прибавляется оптимизма вне зависимости от того, кто и как подхватил штурвал музыкального руководства оперным шедевром.

фото: Дамир Юсупов/Большой театр