Кинозвезда Григорий Добрыгин выпускает спектакль в «Маяковке», а мэтр режиссуры Деклан Доннеллан ставит Шекспира в Театре имени Пушкина.

«Лакейская»
Театр им. Маяковского



Трудно сказать, зачем молодому, успешному актеру, снявшемуся в хороших лентах вроде «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Черная молния» Тимура Бекмамбетова и «Атомный Иван» Василия Бархатова, понадобилось идти в режиссеры.Но Григорий Добрыгин, кумир девушек от 14 и старше, именно так и сделал: едва окончив ГИТИС как актер, он вернулся к своему мастеру, Олегу Кудряшову, изучать режиссуру. «2-й репзал» — так называется новое стильное пространство «Маяковки», очищенное архитектором Сергеем Кузнецовым от слоя советской штукатурки. С нынешнего сезона в нем экспериментируют молодые. Основательно подошедший к делуДобрыгин сразу водрузил в центре репзала огромный шкаф. Собственно, в нем и будет разворачиваться действие, основанное на короткой пьесе Николая Гоголя «Лакейская» из цикла «Владимир III степени», — он был задуман автором как сатирическое полотно о жизни разных слоев русского общества.

В добрыгинском шкафу, как в знаменитой шкатулке Чичикова, будет полным-полно театральных чудес: в нем будут спать, выяснять отношения, плести интриги, строить глазки и даже разговаривать по телефону. Зато уж места театральной архаике в нем не найдется. Молодые исполнители, сокурсники Григория Добрыгина по ГИТИСу: Павел Пархоменко, Юрий Лободенко, Алексей Сергеев, Михаил Походня, Альберт Рудницкий, Валерия Куликова, Алексей Золотовицкий, Екатерина Агеева и примкнувший к ним театровед Николай Берман — перемешают тексты гоголевских лакеев с монологами сегодняшних работников сферы обслуживания: водителей, уборщиц, официантов и охранников. Их артисты долго собирали на улицах Москвы, пользуясь техникой «вербатим». В общем, от нового Гоголя в «Маяковке» можно ожидать чего угодного, только не скуки.

фото: пресс-служба театра


«Мера за меру»
Театр им. Пушкина


Наряду с молодежью на этой неделе в бой идут и признанные мэтры: англичанин Деклан Доннеллан, которого на родине часто называют «русским», выпускает в Театре Пушкина «Меру за меру» Шекспира. Это не единственная пьеса Барда всех времен, вокруг которой до сих ломают копья критики: считать ее комедией или трагедией. Доннеллан, например, называет ее триллером, объясняя это тем, что в тексте столько внезапных сюжетных ходов, что зритель все действие сидит на краешке стула. А уж в Шекспире мистер Доннеллан разбирается как мало кто другой: со своей лондонской компанией Cheek By Jowl («Щека к щеке») он поставил практически все его пьесы, а заодно и пьесы шекспировских современников. С Театром Пушкина Доннеллан тоже давно знаком: на этой сцене он выпускал свою «Двенадцатую ночь», дружил с покойным худруком театра Романом Козаком и когда-то не взял на роль худрука нынешнего — Евгения Писарева, которому тогда же предложил поработать своим ассистентом.

Теперь Доннеллан с удовольствием репетирует с труппой Пушкинского. И рассказывает актерам, что если посмотреть в старинное зеркало, висящее за кулисами перед выходом на сцену, можно заметить в нем призраки Алисы Коонен и Александра Таирова и других великих, работавших в Камерном театре (прежнее название Пушкинского). «Возможно, однажды мы тоже будем выглядывать из этого зеркала», — говорит журналистам Доннеллан. Но открывать подробности своей премьеры он пока не хочет.

фото: Виктория Лебедева