Образец классики от носителя языка, парижской Гранд-опера.

Первый раз балет с таким названием и сюжетом по новелле Сервантеса «Цыганочка» там поставили в 1846 году, и публика его буйно обожала. Именно поэтому «Пахита» стала первым поставленным спектаклем молодого Мариуса Петипа, приехавшего в русские снега на службу. Рисковать он не мог, так что скоро к мелодраме с хорошим концом приобщился и Петербург. Чувствительные дамы прикладывали к глазам платочки: юная хорошенькая Пахита родилась аристократкой, в детстве была похищена цыганами и, танцуя, кочует по Испании с цыганским табором. В результате разных происшествий размером в два действия Пахита узнает правду о своей семье, находит потерянных родственников, а заодно и славного жениха, молодого дворянина Люсьена. В финале пышная свадьба, а добрая часть сюжетных хитросплетений для понимания необязательна, если только вы не поклонник отчаянной пантомимы.

Однако мода менялась, бестселлер из афиши выпал. А гений Петипа вернулся к «Пахите» через тридцать лет, уже поставив все свои главные шедевры. Для нового спектакля по его просьбе композитор Людвиг Минкус написал парадное Гран-па, ставшее кульминацией всего балета и единственным его куском, время от времени украшавшим отечественную сцену. Гран-па отлично поднимает уровень женской части труппы, и пять лет назад его оживил в Большом тонкий любитель антиквариата Юрий Бурлака. Его энтузиазм тогда разделяли критика и публика, а артистки Большого всего лишь «сделали нам красиво», и гран-па быстро увяло. Теперь же мы увидим реконструкцию Пьера Лакотта по первой парижской Жозефа Мазилье (1846) и последней Мариуса Петипа (1882) версиям. Как он восстанавливал вазу по осколку, понять сложно. Но в исполнении Гранд-опера в этом простосердечном спектакле столько шика, совершенства и идеальной красоты, что нужда в достоверности отпадает сразу. Классический шедевр — и этим все сказано.