В январе 2014-го исполняется сто лет Камерному театру.

В старом советском анекдоте два зрителя ведут такой диалог: «Вы знаете, в Москве открыли Камерный театр! — Да? И сколько там камер?» Если знать историю московского Камерного театра, основанного в 1914-м Александром Таировым, театра, покорившего Европу и разоренного по желанию Сталина, анекдот покажется пророческим. Когда в 1950-м Таирова уволили, его жена и первая актриса Алиса Коонен прокляла эти подмостки. И с тех пор Театр имени Пушкина (так переименовали Камерный) привычно списывал на это проклятие все свои многочисленные неудачи. Чтобы оправиться от такого удара, театру понадобилось полвека. Возрождение началось с нулевых, при Романе Козаке (его не стало
в 2010-м). И продолжается при Евгении Писареве. Хотя и с оговоркой, но нынешний сезон в Пушкинском можно назвать юбилейным.

Он откроется «Дамой с камелиями» — очень красивым спектаклем, в котором драматические артисты подруководство м хореографа Сергея Землянского танцуют историю знаменитой куртизанки Маргариты Готье. Поклонников «Травиаты» стоит сразу предупредить: создатели спектакля не использовали знаменитую музыку Верди, сочинив под руководством актера и музыканта Павла Акимкина собственную оригинальную композицию.

Уже в октябре актриса и режиссер Елена Новикова покажет на сцене филиала спектакль по пьесе Любы Стрижак «Песни о Силе». Строго говоря, это не пьеса, а направление для сторителлинга — пожилые артисты Пушкинского будут говорить о своей жизни, наплевав на четвертую стену и призывая зрителей к диалогу. 22 ноября изрядно обрусевший англичанин Деклан Доннеллан выпустит спектакль «Мера за меру». Похоже, этот режиссер решил поставить в Москве всего Шекспира — вспомним его «Двенадцатую ночь» и «Бурю», проекты Чеховского фестиваля, сделанные с русскими артистами. Кстати, кастинг у Доннеллана уже был, но кто кого сыграет на этот раз, пока секрет. Известно только, что к артистам Пушкинского примкнут Александр Феклистов и Андрей Кузичев.

В конце января молодой режиссер Тимофей Кулябин покажет «Машиналь» — в 20-е годы прошлого века американская журналистка Софи Трэдуэлл написала пьесу о молодой женщине, заведшей любовника и убившей мужа — все это она проделала тихо, не огорчая его предложением развода и не снимая перчаток (чтобы не портить красивые руки). Словом, речь идет о том типе героев, которых нынешняя новая драма называет «отмороженными». Трэдуэлл выражается мягче: их душевную спячку она называет машинальным существованием. В 1930-м «Машиналь» ставил сам Александр Таиров с великой Коонен в главной роли. Разумеется, Тимофей Кулябин, позвавший на ту же роль Александру Урсуляк, сделает самостоятельную, современную версию, но поклон в сторону Таирова стоит отметить.

В апреле сам худрук театра Евгений Писарев, выпустит «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» ппьесе Бомарше. Если кто умеет ставить комедии понастоящему весело и не пошло, так это Писарев. Вспомните хотя бы его знаменитый спектакль «Одолжите тенора». Кстати, ходят слухи, что Фигаро сыграет Сергей Лазарев. Только мы вам этого пока не говорили.

фото: Екатерина Цветкова