Тринадцатого июня Петру Наумовичу Фоменко исполнился бы 81 год. Его «Мастерская» в эти дни играет все спектакли Мастера и открывает выставку к 20-летию театра.

«Триптих» — последняя постановка Петра Фоменко, премьеру которой сыграли в начале декабря 2009-го. И хотя официально новое здание «Мастерской» открылось за два года до того — фоменковской же «Бесприданницей», но именно с помощью пушкинского «Триптиха» режиссер, по его признанию, «хотел привить театральный микроб новому зданию». Соединив в одном спектакле «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцену из Фауста», Фоменко подтрунивал над старым театром и выстраивал новый — отлично вписывающийся в архитектуру нового здания.

«Триптих» поставлен на Малой сцене, но по ходу действия спектакль «выходит из берегов», захлестывая почти все двухэтажное фойе. Все начинается с «Графа Нулина». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором словно назло критикам собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина зевает, и зображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну, Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой, на галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов — автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой. В общем, перефразируя пушкинского Лепорелло, воображение того, кто хоть раз побывал в «Мастерской», в минуту дорисует остальное. Не сразу понимаешь, что Фоменко подтрунивает не только над приемами своих артистов, но и над театром вообще: с его буклями и париками, французской речью и жеманными признаниями в любви. Однако у артистов «Мастерской» вся эта архаичная театральная игра выходит так затейливо, что нельзя не залюбоваться.

В «Каменном госте» Фоменко больше не притворяется традиционалистом — он с роскошной смелостью обживает пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью штурмует стены в доме Лауры (Мадлен Джабраилова), преследует Донну Анну (Галина Тюнина), торопливо стучащую деревянными башмаками по лестницам. «Сцену из Фауста» режиссер и вовсе называет бурлеском, и тут уж его фантазию несет по воле волн, как тот корабль, который хочет утопить Фауст. Фауста тоже играет Кирилл Пирогов. При желании в этом можно найти сквозную мысль спектакля: об отчаянной тоске сочинителя, испытавшего слишком много и требующего у Мефистофеля смерти: в «волнах» бесконечного шелкового занавеса в финале тонут и зрители, и сам Фауст. А можно увидеть лишь лукавую усмешку режиссера, владевшего постмодернистскими приемами и приемами визуального театра куда лучше многих молодых коллег. Впрочем, «Триптих» делался не для этого. Цель и смысл этого спектакля кроются в строчке Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…» Тех, кто отправится в эти дни на «Триптих», ждет сюрприз: к 20-летию своего театра и ко дню рождения Мастера «фоменки» приготовили выставку — афиши, коллажи и фотографии с репетиций, которые, по признанию артистов, часто становились для них праздником. Те, кто не застал Мастера, увидят, как это было.
А тем, кто застал, будет что вспомнить.

фото: Лариса Герасимчук