Под занавес Чеховского фестиваля в Москве покажут «Тени» Рикардо Пайша.

«Не думайте, что «Тени» ограничиваются размышлением о нашем национальном характере», — предупреждает в буклете режиссер Рикардо Пайш. Те немногие счастливцы, кто хорошо знает португальский театр, утверждают, что этот спектакль — не только путешествие к культурным корням самой отдаленной европейской страны, но и экскурс в прошлое самого режиссера: в «Тенях» он словно пересматривает и заново интерпретирует свои прежние постановки. И при этом фантастически легко меняет жанры: от фадо к фанданго, от драмы к кабаре, от сна к реальности.

Один из самых известных португальских режиссеров Рикардо Пайш родился в 1945-м, режиссуре учился в Лондоне, преподавал и ставил в Лиссабоне, получив прозвище «постановщик музыки», — ведь никому до него не удавалось так органично вплетатьв драматическое действие фадо в его первозданном виде. В 1995-м Пайш стал директором национального театра Сау Жоау — того самого театра «имени Святого Джона» (именно так переводится его название), что расположен в историческом центре Порту на площади Баталья. Театр этот был построен еще в конце XVIII века для оперных представлений, потом горел, перестраивался, менял назначение — работал как кино и клуб.

Настоящим культурным центром он стал лишь с приходом Рикардо Пайша. В арсенале режиссера — создание спектаклей для разных категорий зрителей (в Португалии не стесняются смело признаваться: вот это зрелище для интеллектуалов, это — для домохозяек, а сюда можете отправиться всей семьей); постановки классики — от Шекспира и Кальдерона до Ионеско и Чехова; знаменитый фестиваль PONTI, гостями которого побывали многие мэтры — от Роберта Уилсона и Робера Лепажа до Эймунтаса Някрошюса и Анатолия Васильева. Оценив масштаб этих проектов, правительство предоставило Национальному театру еще две сцены, одна из которых расположена в старинном монастыре, входящем в число национальных памятников. Однако, возродив театр Сау Жоау, Рикарду Пайш в 2009 году перестал быть его руководителем. Так что нынешние гастроли можно считать послесловием к годам его «правления». Словом, если хотите поближе познакомиться с португальской культурой и открыть новое режиссерское имя, не упускайте шанс. Любителей фадо и фанданго рекомендуется брать с собой.