В Москве показывают новый спектакль Робера Лепажа.

Один из самых знаменитых  режиссеров-новаторов канадец Робер Лепаж снова стал хедлайнером Чеховского фестиваля. Новый спектакль  его театр Ex Machina показывают в Цирке на Цветном бульваре, при полных аншлагах, шесть вечеров подряд. И хотя зрительская реакция разная, в одном можно быть уверенными точно: такой театр вы еще не видели.

Спектакль  — первая часть задуманной Лепажем трилогии «Игра в карты». Собственно, сами карты появляются на сцене лишь на несколько минут до начала действия — в качестве подсвеченных постеров, подвешенных на тросы. А дальше провести параллель названия можно разве что с местом действия, — всё происходит в отеле (а заодно игорном клубе) Лас-Вегаса.

Никаких условностей — вполне конкретный 2003 год и  вполне конкретный Джордж Буш, вещающий о начале войны в Ираке. Только на речь президента никто не реагирует. Война?, — давно не новость. Фон! Тем более, что каждого из героев -постояльцев отеля волнуют собственные кошмары. Бизнесмена — зависимость от азартных игр, добровольцев из армии  — необходимость убивать, эмигрантов из Мексики — возможные болезни (визит врача равен департации) и т. д., и т. п.  В длинной очереди героев — геи, проститутка, бармен, весь персонал отеля, индеец, извращенец-прапорщик. Зритель становится свидетелем жизни 30 (!) персонажей — всех их  играют шестеро актеров. Играют по-снайперски точно — герои абсолютно реальны. Безысходность тоже реальна — она буквально разлита в воздухе, несмотря торжественно-праздничные декорации дорогого отеля.

Кстати, о декорациях. Пожалуй, в этом опусе Лепажа они «победили» всё остальное. Уникальная сценография (на этот раз это сцена, установленная на цирковой арене со множеством люков, из которых появляются герои, «вырастают» двери и даже «образуются» бассейны) перетягивает зрительское внимание на себя, а сюжет  остается «побочным эффектом». Впрочем, такую перемену мест слагаемых можно объяснить и по-другому.  Страшно сказать, но выводы  кажутся здесь общим местом. Миром правят американские деньги, война повсюду,  «нужда» страшнее рака. Всё это, конечно, так, но от режиссера и его театра, признанного самым необычным в мире, хочется большего.