Нынешний фестиваль имени Чехова идет в ногу с мировым трендом и все сильнее не доверяет слову.

Соотношение чистой драмы и тотального театра в нынешней афише сильно радует сторонников последнего. Современные повара сцены никак не могут вывести строгую рецептуру, что считать драматическим театром, а что синтетическим, потому «ВД» предлагает проще относиться к сортировке. Но уж если совсем приспичило… Идея вывести на подмостки стихотворения Маяковского стара, но привлекательности не теряет.

В афише Мариинского, например, до сих пор числится раритетный балет «Барышня и хулиган», а французский мэтр Ролан Пети благодаря либретто своего балета на стихотворения Маяковского прослыл «немного красным» у европейских леваков. Новая работа,видимо, упакует угловатые строфы поэта в эстетскую рамку — сделан спектакль швейцарского театра «Види-Лозанн» по произведениям Маяковского и Жана Кокто. Постановка «режиссера саундрамы» Владимира Панкова, художественные, хореографические и музыкальные решения принимали люди из его команды.

Год назад спектакль с успехом показали в Лозанне, обнаружившей в нем страсть, бунт, ритуал и невозможный танец (артисты знаменитой школы «Рудра» Мориса Бежара). Нас ждет пять вечеров (27–31 мая) на сцене Театра имени Пушкина. Почти в то же время на сцене Театра имени Моссовета танцует одна из двух самых известных трупп Израиля — тель-авивская «Батшева Данс Компани». Уже почти четверть века ее арт-директором и автором большинства спектаклей остается хореограф Охад Наарин (по-русски долго писали «Нахарин», спасибо Чеховскому за правильное имя). В Москве эта труппа бывала, и от ее «Анафазы» зрители долго приходили в себя: затратный физически, плотный и узнаваемый израильский contemporary dance оставляет после себя сильные впечатления. Сейчас труппа везет два спектакля, «Дека Данс» и Sadeh21, давая каждый по три вечера подряд, — попасть можно. Для справки: Охад Наарин — уроженец кибуца, наследник причастной к искусству семьи, только в 22 годапришедший к танцу, и, ввиду очевидного таланта, принятый в Джульярдскую школу искусств в столь солидном для балета возрасте. Когда-то он начинал в «Батшева Данс», а с 1990-го, сделав серьезную международную карьеру, стал в ней арт-директором, так что его авторский стиль узнаваем в любом танце этой труппы. А вообще-то он разделяет естественную для причастного к этому делу человеку философию, что танцевать может каждый.

Москва в этот приезд компании увидит наконец ее самый известный спектакль — «Дека Данс». Именно так, с отсылкой на многие смыслы Охад Наарин назвал этот опус, объединивший части его лучших спектаклей. Если угодно, это такое избранное сочинений Наарина для труппы, дающее новые смыслы старым наблюдениям. Или, как сформулировали смотревшие, «великолепный путеводитель по всему творчеству Наарина, по его исполнительским и музыкальным вкусам». Ну а мыслей, глубины, владения стилями автору хватает.

Второй спектакль, Sadeh21, сделан на музыку, перечисление авторов которой занимает в аннотации семь строк. Из относительно хорошо знакомых имен там только два — Брайан Ино и Гарольд Бадд. Посвящен спектакль памяти израильской танцовщицы и хо- реографа Ноа Эшколь, придумавшей язык письменности танца. Оммаж коллеге — жанр благодарный, так что зрители и на этот раз не будут разочарованы. В случае с Охадом Наарином хочется обратить внимание на два момента. Первый — что он удобрил израильскую танцевальную почву всеми освоенными им самим умениями и знаниями. И второе — рядом с обоими спектаклями на афише авторами хореографии значится «Охад Наарин в сотрудничестве с танцовщиками».

фото: пресс-служба фестиваля