Увидеть завтрашних звезд можно сегодня: начинается IX фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс». Среди постановщиков — Виктор Рыжаков и Иван Вырыпаев.

Достоенвский, Булгаков, Шекспир, Вырыпаев, Клавдиев и Сигарев — судя по афише нынешнего феста, именно эти авторы пользуются самым большим спросом в театральных вузах не только Москвы, Питера, Ярославля и Оренбурга, но и в Германии, Польше, Чехии и Швейцарии. Лидирует Достоевский — в программе четыре постановки по его прозе. Все начнется спектаклем «МЫкарамазоВЫ». Виктор Рыжаков, чьи «Маленькие трагедии» поучаствовали в недавней «Золотой маске», последовательн оосуществляет программу, которую можно назвать реанимацией классики. Он не закрепляет роли за артистами и не придерживается линейного повествования, в итоге знаменитые диалоги персонажей Достоевского рождаются заново на глазах у зрителей. А актеры проделывают путь от этюдов, студенческого баловства, кабарешных номеров к мощным психологическим зарисовкам.

«Карамазовым» вторит «Бобок» — работа нашего соотечественника Григория Лифанова, осуществленная со студентами театральной школы из Итальянской Швейцарии. И спектакль «КРТК» Владимира Бочарова, поставленный им в ГИТИСе на курсе Владимира Мирзоева. «КРТК» — это «Кроткая» Достоевского, перемешанная с «Санькиной любовью» Сорокина, сценами из «Божественной комедии» Данте и приправленная реквиемом Бориса Циммермана «Нсмерть юного поэта».

Хотите чего-нибудь полегче? Отправляйтесь на спектакль Елены Бутенко-Райкиной «...Bravo, Russo!..» — с тем же курсом Константина Райкина, что и Рыжаков, она поставила легкое музыкальное ревю по тургеневским «Вешним водам», впрочем, кто помнит сюжет Тургенева, тот знает, что и тут без драматизма нельзя. Если же вам хочется в прямом смысле неземных переживаний, обязательно сходите на спектакль Краковской театральной школы «НЛО. Контакт». Драматург и режиссер Иван Вырыпаев поставил сценарий своего так и не снятого фильма, основанного на рассказах очевидцев, имевших контакт с НЛО. Насколько подлинны эти монологи, или перед нами очередная вырыпаевская мистификация, не так уж важно. Куда важнее тема спектакля: в один прекрасный день с каждым из нас может случиться нечто, что заставит нав сегда поменять представления о собственной жизни и мире вокруг.

Не стоит пропускать «Заполярную правду» по пьесе Клавдиева, выпущенную во ВГИКе основателем «Саундрамы» Владимиром Панковым, «Преступление и наказание» Вадима Сквирского, которое играют питерские студенты курса Льва Эренбурга и «Гомбург без иллюзий» режиссера Флориана Фишера, поставленный в театральной школе при мюнхенском «Каммершпиле» — одном из самых знаменитых театров Германии. Впрочем, это тоже далеко не все. 

фото: архив журнала